Статья
2203 27 апреля 2010 0:02

Черноморский флот остается

Парламенты России и Украины ратифицировали соглашение о продлении базирования Черноморского флота в Крыму до 2042 года.

Депутаты Государственной думы РФ проголосовали «за» 410 голосами, без особых дискуссий, приветствуя решение Рады, которая поддержала ратификацию 236 голосами при минимуме в 226.

В свою очередь, члены Совета Федерации РФ единогласно (132 голосами «за») одобрили ратификацию соглашения.

Однако в украинском парламенте все проходило не так гладко. Дело дошло до драки между депутатами, а председателя Верховной Рады Украины Владимира Литвина во время открытия заседания забрасывали яйцами, и ему приходилось прикрываться зонтиками.

Дело в том, что оппозиционные силы неоднократно выступали против ратификации и обещали сорвать голосование. Поэтому фракция Партии регионов с утра заблокировала трибуну и президиум парламента, видимо, в целях безопасности спикера.

Противостояние не ограничивалось залом заседаний Верховной Рады, у ее стен утром собрались несколько тысяч как сторонников, так и противников продления аренды Черноморскому флоту.

Лидер БЮТ Юлия Тимошенко, выступая на брифинге в парламенте, назвала голосование за ратификацию соглашения по продлению пребывания российского ЧФ РФ в стране «черной страницей в истории Украины». По ее словам, «в украинском парламенте собралось большинство людей, которые ненавидят Украину, не воспринимают украинские ценности и борются сегодня прямо против Украины».

Нынешнее соглашение продлевает на двадцать пять лет начиная с 28 мая 2017 г. действие Соглашения между РФ и Украиной о статусе и условиях пребывания ЧФ на территории Украины от 28 мая 1997 года. Документом предусматривается возможность автоматического продления действия соглашения на последующие пятилетние периоды.

Соглашением устанавливается порядок исчисления арендных платежей за пребывание ЧФ. Ежегодная арендная плата складывается из платежей Россией в размере 100 миллионов долларов США, а также из дополнительных средств, получаемых за счет снижения с даты вступления в силу настоящего соглашения цены на российский газ, поставляемый в рамках согласованного объема поставок.

Как отметил глава комитета по обороне и безопасности сенатор Виктор Озеров, «продление действия соглашения создает основу для развития стратегических добрососедских отношений РФ и Украины, и в полной мере соответствует интересам России, будет способствовать укреплению доверия и взаимопонимания, а также развитию и укреплению партнерских отношений между двумя государствами. Кроме этого, документ направлен на укрепление позиций России и в целом европейской безопасности в Причерноморском регионе».

По словам Озерова, реализация соглашения не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета, так как финансирование расходов будет производиться за счет и в пределах бюджетных назначений, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

Соглашение не противоречит российскому законодательству, и заключено с учетом международно-правовых стандартов, также не потребуется внесения изменений в действующее законодательство.

По данным МИД РФ, скидка на газ для Украины определена в размере 100 долларов от установленной действующим контрактом между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» цены за каждую тысячу кубометров природного газа, поставляемого на Украину, исходя из льготных согласований объемов этих поставок. Эти дополнительные средства подлежат ежегодному учету и признаются в качестве обязательств Украины, погашаемых путем списания за выполнение положений соглашения о продлении сроков пребывания флота.

После одобрения Советом Федерации документ поступает на подпись президенту РФ.

Соглашение вступает в силу с даты последнего письменного уведомления о том, что каждая из сторон выполнила внутригосударственные процедуры, необходимые для его вступления в силу.

Спикер Госдумы Борис Грызлов заявил, что подписание президентами России и Украины соглашения, продлевающего пребывание Черноморского флота на территории Украины, - событие, которое, безусловно, имеет огромное значение для обеспечения стратегической безопасности и стабильности не только в Черноморском регионе, но и во всей Европе.

Первый вице-спикер Госдумы от фракции «Единая Россия» Олег Морозов считает, что ратификация российско-украинского соглашения по Черноморскому флоту поднимет двусторонние отношения на новый уровень. «Мы рассматриваем этот документ как один из важнейших за последние годы - и с точки зрения российско-украинских отношений, и в плане создания системы общеевропейской безопасности на наших границах и в Европе в целом», - сказал Олег Морозов.

В свою очередь вице-спикер Госдумы от фракции КПРФ Иван Мельников отметил, что коммунисты приветствуют данное соглашение. «Сейчас, когда на Украине появилось новое политическое руководство, очень важно достичь взаимопонимания по самым принципиальным вопросам», - сказал парламентарий журналистам.  По его словам, газ и флот - именно такие темы. «Компромисс по этим темам - залог долгосрочного и прочного развития двусторонних отношений, и вряд ли стоит сегодня вдаваться в нюансы, высчитывать, кому больше выгоды», - подчеркнул представитель КПРФ.

Со своей стороны вице-спикер Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Александр Бабаков заявил ранее, что подписание соглашения знаменует собой новую веху в истории отношений двух стран. «Важно то, что это событие произошло в канун празднования 65-й годовщины нашей общей победы в Великой Отечественной войне», - сказал Александр Бабаков журналистам.

Отличился в этом вопросе только вице-спикер российского парламента, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, которой заявил о том, что его фракция воздерживается от голосования.  «В ЛДПР нет уверенности, что этот договор будет выполняться украинской стороной», - заявил Владимир Жириновский на заседании Госдумы. «Вот представьте себе, пройдет десять лет и, я вас уверяю, к власти придет не второй Янукович, а второй Ющенко, и все начнет отрабатывать обратно. Нам сложно будет потом что-то заключать, так как экономика Украины выйдет из кризиса, Запад поможет ей», - пояснил лидер ЛДПР.

Однако в  российском МИДе считают, что российско-украинский договор о пребывании в Крыму Черноморского флота РФ будет действовать даже в случае смены власти в Киеве. «Если в международном договоре не предусмотрено право выхода, то по Венской конвенции для того, чтобы договор был прерван, требуется коренное изменение обстоятельств», - сказал первый замглавы МИД России Андрей Денисов, выступая в Госдуме.

Комментарии экспертов

Соглашение по Черноморскому флоту я, безусловно, оцениваю, как гигантский успех российской дипломатии, позитивный шаг в российско-украинских отношениях. Все подсчёты относительно того, сколько это будет стоить, в какой-то степени спекулятивны (я имею в виду снижение цены на газ для Украины). Во-вторых, утверждение о том, что Черноморский флот – это группа ржавых корыт, от которых нет никакого толка, кажутся очень странными, особенно когда об этом говорят военные эксперты.

Даже утлое судёнышко, будучи поставленным в нужную геополитическую точку, начинает играть не только тактическую, но иногда оперативную, а в определённых ситуациях и стратегическую роль. Неслучайно в военно-морских силах есть такая операция, как просто демонстрация флага. Гигантское ментальное, историческое, психологическое значение имеет ощущение того, что Севастополь, классическая военно-морская база России на Чёрном море, остаётся российской при стоянке Черноморского флота. Если перечислять все геополитические поражения, отступления России последних 20-25 лет, то на этом фоне тем более будет видно значение этого шага. Я уж не говорю о собственно военных вопросах.

Черноморский флот – это стратегическая часть вооружённых сил России. Это оперативно-тактическое подразделение в важнейшем для нас регионе мира – кавказско-черноморско-каспийском, с выходом в Средиземное море. Черноморский флот прикрывает российский Кавказ, и в этом его важнейшая роль. Крым закрывает собой Кавказ. На Кавказе присутствуют уже непосредственные российские интересы. Большинство военных проблем Россия в последние годы имела на Кавказе. Представьте, что Черноморского флота в этот момент не было бы там, дальше, в сторону Средиземного моря.

Ясно, что всё непрочно в этом мире вообще и в постсоветском в частности, гарантий никаких нет, но этим договором отношения Украины и России, которые при Ющенко были фактически отношением двух враждебных по позиции официальных властей Украины государств, переводятся в формат почти союзнических отношений. Если одно государство позволяет другому держать на своей территории такую гигантскую военную силу, то фактически это союзники. Нужно вдуматься в эти слова, на некоторое время вынести за скобки скепсис и понять, что это значит.

Неслучайно «оранжевая» оппозиция на Украине категорически против этого договора. Казалось бы, как был флот в Севастополе, так он и остаётся. Как не было украинского черноморского флота, а были три с половиной корабля из старых советских, почти не на ходу, так они и дальше будут стоять. Но зато – цена на газ, от чего экономика Украины и богатство украинских олигархов зависит напрямую. Казалось бы, только радоваться. Вся «оранжевая» верхушка могла держаться у власти только благодаря тому, что Россия так или иначе спонсировала через цены на газ украинскую экономику, инвестировала в неё таким косвенным образом. Казалось бы, нужно радоваться, а они возмущены. Они чувствуют значение события, когда одним шагом нарушена целая политика превращения Украины в абсолютно враждебное России государство.

 

Договор в целом носит чрезвычайно положительное значение и для России, и для Украины. Попытка его рассматривать по частям создает перекошенное и неправильное представление о существе этого договора. Этот документ является компромиссом между коммерческими вопросами (цены на поставки российского газа) и стратегическим решением по сохранению базы Черноморского флота в Севастополе, за которым стоит более глубокое содержание. Это фактически отказ от вступления Украины в НАТО, что бы ни говорили официальные лица Альянса о том, что это не препятствие. Но мы понимаем, что они это говорят для успокоения близких им политических сил на Украине и членов Блока, которые поставили на втягивание Украины в НАТО.

Это определенная гарантия, необходимая для России, чтобы доверять Украине и выстраивать с ней дальнейшие отношения, вести совместные проекты в области высоких технологий, которые имеют очевидную военную составляющую или являются чисто военно-техническими. Авиастроение, ракетостроение и т.д.

В этих вопросах прежние власти Украины выстраивали всевозможные препятствия. Да и у нас подросли лоббисты, которые всячески старались сорвать  интеграцию с Украиной в области ВПК. Аргументируют это как раз тем, что Украина собирается в НАТО, а значит, мы не можем кооперироваться с предприятиями юга и востока Украины. Несмотря на то, что они абсолютно точно являются сторонниками дружбы с Россией, мы не может такому ненадежному партнеру доверять в таких деликатных сферах, как военные технологии.

Сейчас такие аргументы в значительной мере отпадают. То есть открываются шлюзы российско-украинского сотрудничества в этих областях, в области атомной энергетики и т.д.

Говоря о критиках этого соглашения, не могу назвать поведение представителей ЛДПР, которые не стали голосовать за ратификацию соглашения, иначе, как двуличное.

Господин Островский – член фракции ЛДПР, который сегодня возглавляет комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками, – повел себя абсолютно непорядочно. Сначала он в мое (первого зампреда комитета, который постоянно ведет вопросы Украины) отсутствие вынес вопрос о ратификации этого соглашения на заседание комитета, протащил себя как основного докладчика по этому вопросу. Сегодня с трибуны Госдумы он призвал голосовать в поддержку ратификации и говорил о том, почему это нужно сделать. После чего вышел руководитель фракции ЛДПР Жириновский и сказал, что России это соглашение не выгодно, и фракция ЛДПР солидарно не будет за него голосовать. И Островский в этом случае предпочел лояльности интересам России лояльность лидеру своей фракции и не голосовал. Второго такого случая в нашей практике я не помню.

Как можно таким людям доверять решение государственных вопросов? Ведь все их действия связаны исключительно с личным пиаром. Они думают не о России, а о будущих электоральных возможностях. Они призывают подождать, пока Украина сама развалится, и тогда даром все получим, не только Севастополь, но и Крым в придачу. Это мелкая, бессовестная линия поведения.

Мы, представители разных фракций, можем расходиться по многим вопросам, но есть такое понятие, как национальный интерес. Люди, для которых это  понятие свято, никогда не будут  действовать так, чтобы этот национальный интерес пострадал. Те же, для кого это понятие – разменная монета, используют его в политических целях. Решение ратификации соглашения по Черноморскому флоту – это вопрос защиты национальных интересов России. А, значит, мы можем сделать соответствующие выводы о тех, кто это решение не поддержал.

Сегодняшней ратификацией Россия  и Украина подтверждают: традиции дружбы и сотрудничества между нашими народами выше политических неурядиц и амбиций отдельных политиков. Определена не просто судьба Черноморского флота до 2042 года, стали понятны перспективы дальнейших отношений наших стран. Предыдущее руководство периодически использовало угрозу выдворения российского флота из Крыма в качестве последнего аргумента в спорах. Теперь этот «козырь» потерял свою силу. И от этого легче вздохнули и Россия, и Украина.

Соглашение, которое сегодня одновременно одобрят Государственная Дума и Верховная Рада, подразумевает сотрудничество не только в военной, но и в социально-экономической сфере. Крымчане уже выражают уверенность, что заложенные в договоре инвестиции в инфраструктуру российского флота дадут мощный толчок к развитию региона и позволят повысить благосостояние жителей полуострова.

Выиграет от ратификации соглашения и Европа. Российский флот – гарант военной  и политической стабильности в черноморском регионе. Продлевая «прописку» флота  в Севастополе, Россия и Украина  закладывают основы новой системы общеевропейской безопасности.

Черноморский флот, хотя и невелик,  представляет, тем не менее, достаточно внушительную силу, способную сражаться с любым возможным противником. Прежде всего, это касается ракетного крейсера «Москва», который является флагманом флота, и двух малых ракетных кораблей МРК  1239.  Эти три корабля - быстроходные и достаточно тяжело вооруженные - способны представлять угрозу даже для американской авианосной группы. 

Помимо того,  есть еще и другие боевые единицы, так что в принципе Черноморский флот является серьезной силой, но в то же время требуется замена, иначе через 15 лет все корабли ЧФ выйдут из строя. После ратификации можно будет проводить замену более спокойно, зная, что не придется перемещаться в другое место базирования.

Присутствие российского флота на Чёрном море означает стабилизацию обстановки. Это важнейший геополитический фактор. Черноморский флот Украине нужен ничуть не меньше, чем России. На самом деле, для Украины, которая находится в состоянии дружбы и добрососедства и правильных братских отношений с Россией в этой ситуации удобно находиться: и в Европу входить, и с американцами разговаривать, и торговать.

Украинцы иногда переживают, что они хотели бы соблюсти некие балансы. С Черноморским флотом cделать это легко, а без Черноморского флота – гораздо сложнее. Как только он исчезает с геополитической карты Чёрного моря и мира, возникают очень серьёзные разбалансы. И дело не только в американцах, россиянах, украинцах. Там ещё много игроков. Есть еще Турция, Европа и другие силы. На мой взгляд, Черноморский флот – это очень важная опора для Украины в её международной политике.

Сегодняшнее внеочередное пленарное заседание Госдумы, собранное для синхронизации парламентской ратификации российско-украинского договора, – это самый очевидный символ потепления отношений между Россией и Украиной.

Вековые дружеские связи между нашими братскими народами в последние годы проходили испытание на прочность. Но, несмотря на попытки отдельных политических движений на Украине разрушить наше сотрудничество, социально-экономический союз наших стран не удалось разорвать.

Хватит нам всем жить как на коммунальной кухне, подсыпая килограммы соли в борщ соседа. Россия и Украина – не просто соседи в географическом смысле, а близкие родственники в духовно-культурной сфере, в единстве интересов. Не враждовать, а договариваться на взаимовыгодных условиях – таков приоритет во внешней политике России. Надеюсь, что наши соседи тоже поставят во главу угла тактику компромисса. Сегодняшняя ратификация – свидетельство налаживания добрососедских отношений.

Ратификация соглашения между Россией и Украиной по Черноморскому флоту РФ России – это важнейший шаг на пути сближения Украины и России и восстановления единства народа. Многое упущено между нашими странами за время реализации на Украине специального иностранного проекта «оранжевая революция». Но прервать многогранную связующую нить Украины и России невозможно никакими политическими спекуляциями.

Нам еще предстоит решить многие задачи, в том числе вернуть нашим гражданам уверенность в завтрашнем дне, гордость за принадлежность к великому прошлому и настоящему нашего единого народа. На мой взгляд, ратификация соглашения по Черноморскому флоту станет одним из звеньев в цепочке восстановления этого единства.

Восстановление исторического единства российско-украинского-белорусского народа позволит в дальнейшем решить сложнейшие долгосрочные задачи во всех областях государственного устройства и общественной жизни, но главное – обеспечит гражданам высокий уровень жизни при комфортных и безопасных условиях жизни с широкими возможностями для реализации творческого и трудового потенциала.

Присутствие Черноморского флота в Севастополе означает стабильность и дальнейшее развитие добрососедских российско-украинских отношений. Этого хотят и жители Крыма, и жители российского Приазовья, и все сознательные граждане наших стран. Наконец, угроза разрыва межгосударственных связей России и Украины отошла в прошлое. Новое руководство Украины поддерживает курс на укрепление отношений с Россией, и продление пребывания Черноморского флота РФ в Севастополе на 25 лет – явное тому подтверждение.

Я считаю, что ратификация этого договора в преддверии 65-летия Великой Победы – решение очень своевременное и даже символичное. В годы Великой Отечественной войны наши народы были объединены единым государством, и плечом к плечу сражались за освобождение родной земли от фашистской чумы. И теперь, по прошествии 65 лет, мы не можем допустить разрыва между братскими народами России и Украины. Поэтому решение лидеров и парламентов обоих стран о продлении пребывания Черноморского флота РФ в Севастополе – это окончательное возвращение к исторически сложившейся российско-украинской дружбе.

Мы рассматриваем Соглашение о продлении до 2042 года пребывания Черноморского флота РФ в Крыму как один из важнейших документов за последние годы и с точки зрения российско-украинских отношений, и в плане создания системы общеевропейской безопасности на наших границах и в Европе в целом. Вопрос не только в том, что до 2042 года фактически определена судьба Черноморского флота. Это вопрос военной и политической стабильности в регионе. Это соглашение на многие годы снимает разменную карту, при помощи которой наши оппоненты пытались оказывать давление на Россию.

Очень символично, что в преддверии 65-й годовщины Победы над фашистской Германией два братских народа и государства нашли, на мой взгляд, уникальную, комфортную и очень надежную формулу, которая обеспечивает решение целого комплекса вопросов.

Мне и моим коллегам представляется, что ратификация рассматриваемого соглашения – это не только проблема Черноморского флота. Это в десятую очередь - сколько, кому и как это будет стоить. Прежде всего – это вопрос о системе отношений между нашими странами. Это проблема взаимодействия наших экономик, русского языка. Это проблема нового уровня отношений между нашими государствами.

Случилось то, о чём я так долго мечтал, и чего так боялись украинские доморощенные националисты – соглашение о продлении срока нахождения российского черноморского флота в Севастополе ещё на 25 лет. На это событие сложно смотреть иначе как на серьёзную геополитическую победу Российской дипломатии в сфере укрепления партнёрских отношений с далеко не чужой нам страной.

Наш Президент ещё раз продемонстрировал всем, насколько эффективным рычагом давления может быть политика ценообразования на газ. Это, безусловно, наше преимущество. Привязав напрямую цену на газ к наличию нашего флота на Чёрном море, мы фактически решили этот вопрос до середины века. Да и не только этот.

Янукович, разгребая авгиевы конюшни, доставшиеся ему в наследство от Ющенко и Тимошенко, фактически не имел других вариантов латания дыр в бюджете страны. Бездарная политика его предшественников в отношениях с Россией высосала все соки из украинской экономики, поставив страну на грань экономического коллапса.

Сейчас, имея на руках договор  такого масштаба, Россия и Украина начнут процесс обратной интеграции, как экономики, так и общества в целом, а договор станет отличным подспорьем. Ну и, безусловно, можно констатировать укрепление обороноспособности нашей любимой Родины.

Как говорит наш заклятый друг, господин Бжезинский – «Россия с Украиной – всегда великая страна. Россия без Украины – всегда нет». Наши страны стали ближе, и это не может не радовать.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".