Статья
7135 5 октября 2021 9:13

Путинизм в сентябре: перемены в международной повестке

Встречи Путина с мировыми лидерами и парламентские выборы в Германии стали в сентябре одними из самых обсуждаемых событий международной политики. Западные эксперты указывают на рост энергетической зависимости Европы от решений российского президента после ухода Меркель. А модернизированное российское вооружение может стать для западных стран проблемой, отмечают аналитики. «Актуальные комментарии» в рамках рубрики «Путинизм» подготовили обзор зарубежных СМИ.

Отношения с новым правительством Германии

Отношения Путина и Меркель были дружескими — лидеры обменивалась подарками, а 20 визитов Меркель в Москву за все время ее пребывания в должности сделали ее главным представителем Европы и Запада в залах Кремля, пишет Al Jazeera. Теперь же, когда она готовится уйти из политики, ее преемник вступит в должность в то время, когда российско-германские отношения находятся на самом низком уровне за последние годы.

«Вопрос в следующем: каково будущее отношений ЕС и Германии с Россией? Я думаю, что будет дальнейшее отчуждение», — приводит издание слова эксперта по России Немецкого совета по международным отношениям Штефана Майстера.

Разногласия внутри Европы по поводу трубопровода не исчезнут, и Путин может извлечь из этого выгоду, заявил Майстер.

«Это всегда будет создавать уязвимость или слабое место для Германии. Вашингтон, в свою очередь, продолжит подвергать Евросоюз критике», — добавил эксперт.

Между тем нового канцлера крупнейшей экономики Европы ожидает серьезная проблема, а именно растущие цены на энергоресурсы, пишет The Telegraph. По прогнозам аналитиков, «Северный поток — 2» позволит снизить цены на газ в Европе и поможет обеспечить Европу природным газом теперь, когда ее собственная добыча идет на спад. Однако перспектива роста зависимости от России, а также угроза для Украины вызывают немало тревог в Европе и Соединенных Штатах, отмечает издание.

Армин Лашет, кандидат от Христианского демократического союза, который может стать преемником Меркель, заявил, что поставки газа могут быть приостановлены, если Россия использует этот газопровод в качестве инструмента давления на Украину, отмечает The Telegraph. Социал-демократическая партия Германии поддержала этот проект. «Зеленые» призвали к его свертыванию.

«У Ангелы Меркель было множество возможностей поставить крест на этом проекте, но она решила этого не делать», — приводит The Telegraph слова научного сотрудника программы «Россия и Евразия» в Королевском институте международных отношений (RUSI) Джона Лоу.

Встреча Путина с Эрдоганом на фоне обострения отношений Турции и США

Во время встречи в Сочи Путин и Эрдоган обсудили расширение сотрудничества в области обороны, начиная с ракет и заканчивая кораблями, военными самолетами и подводными лодками, бросив вызов угрожающим санкциям США, сообщил по итогам встречи Эрдоган. Слова турецкого лидера приводит агентство Bloomberg.

Между тем заявление Эрдогана о потенциально более тесных оборонных связях с Россией могут встревожить союзников Турции по НАТО, которые уже обеспокоены покупкой Анкарой российской системы противоракетной обороны С-400. Кроме этого, за неделю до встречи с Путиным Эрдоган заявил, что отношения Турции с США остаются напряженными.

По итогам встречи с российским президентом Эрдоган также отметил, что они подробно обсудили дальнейшее сотрудничество в сфере вооружений. В частности, Турция и Россия ведут переговоры по передаче технологий и местного производства Турцией второго комплекта российской противоракетной системы С-400. Также Эрдоган отметил недовольство совместным проектом строительства подводных лодок с Германией.

«Россия, которая построила первую в Турции атомную электростанцию на побережье Средиземного моря, также рассмотрит предложение Анкары о совместном строительстве еще двух», — приводит слова Эрдогана Bloomberg.

Между тем турецкий лидер, говорит о связях с Россией, отметил напряженные отношения с США.

Кроме этого, Bloomberg приводит слова российского военного эксперта Руслана Пухова, который не отрицает, что два лидера сближаются, но считает, что Эрдоган, возможно, преувеличивает достижения, пытаясь добиться уступок от западных союзников.

«В том, что они говорят о сделках с оружием и сотрудничестве в оборонной промышленности, есть много смысла. Но Эрдоган также преувеличивает, чтобы все предварительные договоренности звучали значительнее, чем они есть на самом деле. Он ведет игру внутри Турции, а также шантажирует Запад, добиваясь некоторых уступок», — заявил Пухов.

Неделей ранее, находясь в Нью-Йорке, Эрдоган заявил телеканалу CBS, что намерен продолжать закупку российских систем С-400. Накануне встречи Эрдогана с Путиным американские сенаторы предупредили Турцию, что дополнительные закупки российских ракет повлекут за собой новые санкции. Турция до сих пор отказывалась выполнить требование США о снятии с вооружения первой батареи С-400, которую она приобрела в 2019 году.

США уже наложили санкции на оборонную промышленность Турции в связи с первоначальной закупкой ракет, заявив, что российская система может быть использована для сбора разведывательной информации о самолете F-35. Несмотря на это, Эрдоган по-прежнему намерен продолжать сотрудничество с Путиным.

Издание Asiatimes обратило внимание на то, что встреча двух лидеров продлилась «всего два часа сорок пять минут», при этом круг вопросов был обширным: от Ливии и Сирии до природного газа и закупок вооружения. Авторы материала привели в пример предыдущий саммит президентов в марте прошлого года, когда для того, чтобы «проработать одну тему, им потребовалось шесть часов».

«Это говорит о том, что это была встреча больше для регулирования отношений, нежели для принятия важных решений», — приводи издание слова эксперта Фонда защиты демократии* Джона Харди.

Издание также отмечает, что товарооборот между двумя странами увеличился на 55% за год до саммита, при этом турецкие инвестиции в Россию составили $1,5 млрд, а российские инвестиции в Турцию — $6,5 млрд.

«Кроме этого, Россия является основным источником природного газа Турции, поставляемого по трубопроводу через Черное море, хотя в последние годы Турция также стремилась уменьшить эту зависимость за счет развития собственных газовых ресурсов и диверсификации своего энергетического баланса», — пишет Asiatimes.

В рамках этого соглашения российский «Росатом» в настоящее время строит первую атомную электростанцию в Турции, и Эрдоган после встречи в Сочи предположил, что Турция рассматривает строительство еще двух станций в сотрудничестве с Россией. Россия также является крупным клиентом турецкого туристического сектора, согласно официальной статистике Турции, около 2,3 млн россиян посетили турецкие курорты в 2020 году.

Что касается сотрудничества в оборонной промышленности, оно «является треугольником между Россией, США и Турцией, представляющим сложность для переговоров, но российско-турецкие отношения пережили множество кризисов и сумели сохранить дружбу», отмечает Харди.

* Foundation for Defense of Democracies. Организация признана нежелательной на территории России решением Минюста РФ.

Запад опасается российского вооружения

В конце сентября Россия начала учения Ракетных войск стратегического назначения, целью которых является отработка использования ракетного комплекса «Ярс». По  словам обозревателя The National Interest Марка Эпископоса, «Ярс» может стать для США настоящей проблемой: его трудно обнаружить и еще труднее уничтожить.

«Если раньше к участию в учениях Ракетных войск стратегического назначения привлекалась как старая, так и новая техника, то сейчас все внимание, похоже, приковано к мобильному ракетному комплексу „Ярс“», — отмечает Эпископос.

По его словам, «Ярс» является одним из новейших в России межконтинентальных ракетных комплексов. Он оснащен разделяющейся головной частью с 3-6 блоками индивидуального наведения. Мощность каждого блока составляет от 150 до 500 килотонн в зависимости от точного состава системы.

В середине 2010-х в Ракетных войсках стратегического назначения РФ прошла масштабная модернизация с заменой 80% боевой техники, предупреждает Эпископос.

«Согласно последним западным оценкам, российские войска стратегического назначения имеют на вооружении 40-50 ракет Р-36М2, около 40 мобильных систем „Тополь“, 60 систем „Тополь-М“ шахтного и 16 мобильного базирования, свыше 135 дорожно-мобильных комплексов „Ярс“ и более десятка „Ярсов“ шахтного базирования. В 2014 году министр обороны Сергей Шойгу заявил, что российские военные к концу 2021 года намерены полностью списать все свои старые комплексы МБР», — отмечает Эпископос.

Причем, несмотря на относительно небольшой возраст, на замену «Ярсу» уже готовят новую МБР «Кедр». Активная стадия проектирования этого комплекса начнется в 2023-2024 годах, а снимать «Ярсы» с вооружения начнут уже в 2030 году.

Еще один западный эксперт, старший научный сотрудник по вопросам политики Европейского совета по международным отношениям Густав Грессель опубликовал доклад, в котором подробно рассматривается группировка российских войск в Черноморском регионе. Так, по словам Гресселя, РФ имеет три оперативно-маневренные группы — одна у российско-белорусской границы, одна в Белгороде и одна в Ростове-на-Дону.

«По местонахождению этих группировок можно было легко угадать направление действий: первые двинутся на Киев, вторые — на Харьков, третьи — на Донбасс. Географически Украина находилась в аналогичной ситуации с Польшей в 1939 году: нападающий имел не только технологическое превосходство, но и начинал в той географической точке, которая позволяла ему обойти и окружить любую военную оппозицию вблизи границы. В тотальной конфронтации с Россией у Украины не было бы шансов», — предупреждает автор доклада.

Европарламент выступает против России

Европейский парламент 16 сентября призвал Евросоюз отказаться от импорта российского газа, нефти и другого сырья, в частности железа, стали, алюминия и никеля.

«Этот призыв отражает озабоченность российской политикой, и парламент продолжит эту повестку дня при согласовании изменений в законодательстве ЕС об энергетическом рынке и климате», — пишет ArgusMedia.

Издание EurActiv, в свою очередь, отмечает, что депутаты Европарламента готовят почву для разрыва связей с парламентом России. В резолюции, принятой 16 сентября, депутаты Европарламента призвали к новой стратегии ЕС по «продвижению демократии в России». В официальном заявлении говорится также, что Евросоюз «должен дать отпор агрессивной политике, закладывая основу для сотрудничества с будущей демократической Россией».

Кроме этого, депутаты Европарламента считают, что Евросоюзу необходимо «немедленно» внедрить возможности реверсного потока природного газа и диверсифицировать энергоснабжение за счет новых мощностей по производству СПГ. Газопровод «Северный поток — 2», мощность которого составит, как предполагается, 55 млрд м3/год, должен быть «немедленно остановлен» и не вводиться в эксплуатацию, даже учитывая, что его строительство завершено.

Выступая в парламенте, глава МИД Евросоюза Жозеп Боррель не упомянул «Северный поток — 2», который привел Германию к конфликту с Польшей, странами Балтии и Словакией, а также с Украиной, не являющейся членом ЕС. Но глава внешнеполитического ведомства ЕС заявил, что Россия «хочет разделить ЕС», а также призвал страны ЕС изучить варианты установления менее конфликтных, более предсказуемы отношений с Москвой.

Отношения с Белоруссией

Во время встречи в начале сентября Путин и его белорусский союзник Лукашенко договорились о более тесных экономических связях и новых кредитах, которые Россия предоставит Белоруссии, сообщило агентство Bloomberg. Россия продолжит поставки природного газа в Белоруссию со скидками до конца следующего года, поскольку обе страны стремятся к постепенной интеграции энергетических рынков. Кроме этого, по словам Путина, Россия предоставит Белоруссии еще $630 млн в виде кредитов до конца следующего года.

Начатые три года назад переговоры об интеграции зашли в тупик из-за нежелания Белоруссии выполнять существующие соглашения о единой валюте и других совместных механизмах на условиях Кремля, отмечает Bloomberg.

Однако Лукашенко добивается от Москвы увеличения финансовой поддержки на фоне санкций со стороны США и Европейского союза. С тех пор это уже шестой визит Лукашенко в Россию для переговоров с Путиным. Два лидера также обсудили более тесное сотрудничество в области обороны и безопасности, но не сообщили подробностей.

Агентство Bloomberg также указывает, что Россия наращивает свое военное присутствие в Белоруссии, размещая истребители Су-30СМ для совместного патрулирования воздушного пространства вдоль ее границ. Зенитно-ракетные войска также начали совместные полеты вдоль западной границы Белоруссии, которая соседствует с Организацией Североатлантического договора.

Президенты также рассказали о совместных военных учениях «Запад — 2021», в которых приняли участие до 200 тыс. военнослужащих, а также сотни самолетов, бронетехники и кораблей.

Хотя Белоруссия до сих пор сопротивлялась просьбам о размещении российской базы на своей территории, учения проходят на фоне повышенной напряженности в регионе. В частности, незадолго до начала учений Польша объявила чрезвычайное положение, обвинив Белоруссию в использовании лиц, ищущих убежища, в качестве рычага влияния после увеличения потока мигрантов из Ирака и Афганистана через ее границу. Союзники по НАТО Латвия и Литва находятся в аналогичном противостоянии с Белоруссией, из-за потока мигрантов в страны ЕС.

Путин поддержал Лукашенко и предложил российскую помощь, чтобы противостоять попыткам Запада усилить давление на белорусского лидера. Лукашенко добился предоставления кредитов на сумму $1,5 млрд и заключения сделки о поставках нефти и газа из России.

Кроме этого, Россия продолжит поставлять газ по цене $128,50 за тысячу кубометров до конца 2022 года, что намного ниже текущей цены в Европе.

Между тем New Eastern Europe отмечает, что отношения между Путиным и Лукашенко «всегда были пронизаны борьбой за власть». Путин, по словам авторов публикации, вряд ли сохранит безоговорочную поддержку Лукашенко, который «движется по пути все более безжалостного и непредсказуемого авторитаризма». С тех пор как нынешний президент России пришел к власти в 2000 году, ключевым элементом его сотрудничества с Лукашенко стало возможное объединение России и Белоруссии.

Эксперты New Eastern Europe напоминают, что Путин унаследовал проект Ельцина, который в декабре 1999 года, всего за несколько недель до его ухода с поста президента, подписал с Лукашенко Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии. В частности, договор предусматривал будущее создание общего экономического рынка, правовой системы, внешней и оборонной политики, парламента, кабинета министров и конституции. В то время как военная интеграция отношения между двумя странами с самого начала развивались относительно хорошо, политическая и экономическая сферы были источниками бесконечных споров между Путиным и Лукашенко, без существенного прогресса.

Одной из причин такого тупика стал тот факт, что успех Союза неизбежно поставил бы под угрозу положение Лукашенко. По словам издания, еще в 1999 году белорусский президент надеялся использовать союз в качестве средства усиления своего собственного влияния и в конечном итоге возглавить все интегрированное государство России и Белоруссии.

Щедрые энергетические субсидии, предоставляемые Белоруссии Россией со времен Ельцина, были одним из ключевых факторов, позволивших Лукашенко «отвлечь людей от экономической пропасти» в середине 1990-х годов. Миллиарды долларов, вырученные от платы за транзит энергоносителей и перепродажи переработанной нефти, способствовали экономическому росту Белоруссии и обеспечили поддержку народа своему президенту. Однако в свете настойчивых возражений Лукашенко против более глубокой интеграции в рамках Союзного государства Россия применила серию мини-энергетических войн, в ходе которых РФ постепенно повышала цены на газ и нефть, а Белоруссия пыталась контратаковать повышением транзитных пошлин. Поставки энергоносителей прекращались несколько раз, обычно на достаточно длительный срок, чтобы вынудить Лукашенко подписать новую, еще менее выгодную сделку.

В течение многих лет Лукашенко пытался найти баланс между Россией и Европейским союзом. Россия в его глазах могла бы служить либо примером сильного и полезного партнера, либо потенциальным нарушителем спокойствия, от которого Лукашенко пытался защитить свой народ. Между тем, нравилось ему это или нет, но белорусскому президенту пришлось обратиться за помощью к России. Пять двусторонних саммитов и кредит в $1,5 млрд сделали Лукашенко вновь зависимым от России, заключает эксперт New Eastern Europe.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".