КНДР испытала ядерное оружие
Государственное информационное агентство КНДР ЦТАК сообщило об успешном испытании 25 мая ядерного оружия, которое позволило увеличить разрушительную мощность бомбы и уровень контроля над ядерным оружием.
"Мы успешно провели еще одно ядерное испытание как часть мер республики по укреплению ее сил ядерного сдерживания", - говорится в сообщении ЦТАК, которое привел телеканал "Вести-24".
Первое испытание ядерного оружия было проведено в Северной Корее в 2006 году.
Россия считает необходимым перепроверить данные о том, что КНДР провела ядерное испытание, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. "Мы, естественно, полагаемся на необходимость перепроверить эти сообщения, в том числе средствами национальных сейсмических служб", - сказал глава МИД РФ 25 мая в Бейруте.
С.Лавров добавил, что сейчас полученные данные тщательно анализируются. "После этого будем делать выводы", - передает слова министра "Интерфакс".
С.Лавров напомнил, что Япония предложила провести заседание Совета безопасности ООН по данному вопросу. "Думаю, что оно состоится и к этому времени у делегаций будут данные, которые позволят более четко понять произошедшее", - сказал С.Лавров.
Вместе с тем он подчеркнул, что Россия озабочена сообщениями из КНДР. "Мы, естественно, озабочены сообщениями о том, что КНДР произвела взрыв ядерного устройства", - сказал в глава МИД РФ. Он добавил, что сообщения об этом поступают из Пхеньяна.
Проведенные КНДР испытания ядерного оружия представляют угрозу миру и безопасности, считает председатель комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин. "Действия руководства Северной Кореи можно назвать угрожающими международному миру и безопасности. Для решения этой проблемы нужно привлекать все мировое сообщество. В частности, в рамках Совета Безопасности ООН", - сказал он.
По словам В.Заварзина, Россию не может не волновать вопрос наличия ядерного оружия на Корейском полуострове, так как ядерные испытания проходят у ее границ. "Переговоры по этому вопросу идут уже не один год. Видимо, необходимо переходить в активную фазу, возобновлять дискуссионный формат. Здесь нельзя рубить с плеча, а необходимо подходить взвешенно. Решать проблему нужно только путем переговоров", - считает депутат.
Совет безопасности ООН совершит ошибку, если примет новые экономические санкции в отношении Северной Кореи в связи с очередным испытанием ею ядерного оружия, заявил журналистам глава международного комитета Госдумы Константин Косачев. Мы должны избежать принятие решения по новым санкциям в отношении Северной Кореи, так как это приведет к противоположному эффекту", - подчеркнул К.Косачев. Он отметил, что международное сообщество должно побудить власти Северной Кореи к продолжению переговорного процесса и убедить их, что это единственный способ урегулирования проблемы.
Ядерные испытания осудили в Евросоюзе. "Безответственные действия Северной Кореи требуют твердого ответа международного сообщества. Евросоюз намерен связаться со своими партнерами, чтобы обсудить соответствующие меры в отношении КНДР", - говорится в заявлении представителя ЕС по единой внешней политике и безопасности Х.Соланы. Со своей стороны, глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу также осудил проведение атомных испытаний в КНДР и призвал к возобновлению шестисторонних переговоров совместно с Пхеньяном по закрытию ядерной программы Северной Кореи.
Действия Северной Кореи, нарушающие принятые резолюции Совбеза ООН, также осудили в Германии и в Великобритании.
По мнению премьер-министра Японии Таро Асо, ядерное испытание, проведенное КНДР, является серьезной угрозой договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и полностью недопустимо.
Что касается экологической стороны вопроса, эксперты сходятся во мнении, что проведенные испытания не несут опасности радиационного заражения. При подземных взрывах, а в Корее проведены именно подземные испытания, загрязнения носят локальный характер и радионуклеиды не выходят на поверхность земли. При этом мощность ядерного взрыва, как это зафиксировала служба специального контроля Минобороны РФ, составила от 10 до 20 килотонн.
Северная Корея – тоталитарное государство, с не вполне адекватным, на мой взгляд, диктатором. От нее нужны гарантии безопасности, которые получить теоретически возможно, но фактически маловероятно.
Какие-либо санкции в долговременной перспективе могут повлиять на сворачивание ядерной программы, но на ближайшую перспективу это маловероятно. Режим в КНДР достаточно жесткий и агрессия против него, а санкции - это дипломатическая агрессия, только укрепляют его.
Проведенные испытания КНДР– это, скорее всего, попытка утвердить своё место под солнцем в региональном контексте, показать свою жёсткую силу Южной Корее и Японии, надеясь на то, что существующая связка с Китаем не позволит никакой из серьёзных сил осуществить какую-то силовую акцию против Кореи. Я думаю, реальная опасность для Ким Чен Ира – это быть поглощённым в объятиях своих региональных соседей, в частности Южной Кореей. Здесь он явно показывает свою собственную военную неуязвимость по отношению к ним.
Мне кажется, это довольно неправильная позиция. В какой-то степени Северная Корея едва ли может быть самым серьёзным игроком, относительно которого какая-то из серьёзных сторон будет занимать позицию, её поддерживать. В данном случае и Россия, и Китай и, может быть, все другие страны заинтересованы в том, чтобы проблема Северной Кореи решилась максимально мирным путём, без всяких провокаций, которые, в общем, бессмысленны.
Скорее всего, никаких жёстких действий в результате испытаний не последует. С другой стороны, общее давление на режим Ким Чен Ира, мне кажется, будет усиливаться. Не только со стороны Америки, но также со стороны Японии, Южной Кореи, Китая и России. Как только эти соседи проявят своё желание и волю не допустить иррационализации событий на корейском полуострове, подобно тому, что происходило, скажем, в 50-е годы, проблема Северной Кореи будет решена.
В данном случае, может быть, даже позиция США, в отличие от того, что происходило при Буше, не будет играть центральной роли. Главная задача – стремление ШОС, российско-китайского альянса, продемонстрировать свою работоспособность, в том числе не только в отношении противодействия Америке, но также в отношении тех стран, которые своими иррациональными действиями, своими ядерными испытаниями, будут провоцировать Америку на проникновение тем или иным способом в этот регион.
Поэтому я думаю, что никакой серьёзный политик, и Обама в частности, не пойдёт сейчас, на мой взгляд, на какие-то непосредственные переговоры с Ким Чен Иром. Скорее, будет продемонстрировано некое доверие России Китаю в стремлении не допустить разворачивания этого конфликта. Ким Чен Ир сам себя ставит в положение такого «козла отпущения» американо-китае-российской перезагрузки взаимоотношений, которая назревает и о которой сейчас всё больше говорят эксперты.
Для КНДР это - один из факторов мобилизации политических и людских ресурсов, которыми располагает Пхеньян, потому что развитие ядерной программы дает возможность для оправдания существующего сегодня социалистического строя в стране. В случае, если такие разработки, равно как и поддержание боеспособности корейской армии, будут прекращены, будет актуализирован вопрос об очень сложном экономическом положении, и произойдет актуализация проблемы объединения с Южной Кореей.
Такие шаги, направленные на демонстрацию собственного ядерного потенциала, с одной стороны, поддерживают высокий милитаризационный уровень населения (а это очень важно для Кореи, потому что существование прямого военного столкновения по демаркационной линии Корейского полуострова существует с момента появления этой самой линии). С другой стороны, существует постоянная угроза легитимности и продолжения существования действующей власти.
Факт того, что с конца 2008 года Пхеньяном активно продолжаются действия по демонстративному показу содержания своей ядерной программы, наверное, сейчас нельзя интерпретировать как фактор шантажа, попытки выиграть время или добиться каких-то экономических преференций. Такая причина могла бы быть объяснением позиции Пхеньяна, скажем, между двумя администрациями США или в начале работы администрации Обамы. Но когда все это было проведено, все эти испытания баллистической ракеты, то сейчас, мне кажется, нет необходимости продолжать такую политику одностороннего давления.
С большой долей вероятности Вашингтон не сможет ничего противопоставить Северной Корее. В отношении Пхеньяна не будет прямого политического и экономического давления, равно как, видимо, будут подтверждены все обязательства экономического характера, которые есть на сегодняшний момент. Более того, со стороны Пекина, который является основным экономическим донором КНДР, общий характер и формат отношений сохранится, что, наверное, минимизирует попытки шантажировать Запад (который представлен Южной Кореей, Японией и США) на предмет больших экономических преференций.
Скорее, это - статусные шаги, которые должны поддерживать легитимность действующего руководства. На мой взгляд, эти шаги у КНДР относительно успешно получаются, потому что, несмотря на экономические трудности, страна развивает свою военную программу. Можно спорить, насколько эффективно власти КНДР действуют и есть ли у них реальный потенциал для создания полноценных баллистических ракет и ракетоносителей. Тем не менее, ракет КНДР большинство стран мира опасается. Особенно те государства, которые претендуют на управление международными процессами (США, в первую очередь).
Не знаю, будет ли заявление, которое было сделано только в самой Сереной Корее, подтверждено западными СМИ или данными с американских спутников, которые следят за ситуацией в Корее. Тем не менее, сам факт демонстрирует текущую относительную уверенность Пхеньяна как в сфере политической стабильности, несмотря на проблемы с руководством страны, здоровьем главы государства, так и уверенность в идеологии со своими основными контрагентами по теме разоружения. Это позволяет сказать, что в ближайшее время исполнения основных требований США по сворачиванию ядерной программы может не последовать.