Статья
274 15 ноября 2024 16:47

Экономическая неопределенность: Еврокомиссия о последствиях украинского конфликта

Еврокомиссия в своем в осеннем экономическом прогнозе о ситуации в мировой экономике в 2025-2026 годах исходит из сценария сохранения «геополитической напряженности на Украине» и всех санкций против России «на весь прогнозируемый период».

«Экономические последствия украинского конфликта остаются крайне неопределенными и в значительной степени зависят от его развития. В центральном сценарии предполагается, что геополитическая напряженность в регионе и санкции против России сохранятся на всем горизонте прогнозирования. Предполагается, что условия для постепенного наращивания усилий по восстановлению Украины будут созданы только с конца 2025 — начала 2026 года», — говорится в отчете. 

По прогнозам, экономический рост еврозоны ускорится в 2025 и 2026 годах, а инфляция замедлится. В то же время Европейская комиссия предупредила, что протекционистская торговая политика США при администрации Трампа может быть «чрезвычайно вредной». Трамп, который вступит в должность президента 20 января, намерен ввести пошлины в размере 10% или более на все товары, импортируемые из Европы в США.

Такое повышение тарифов больше всего затронет Германию и Италию, потому что они являются самыми крупными экспортерами в США. Это усугубит проблемы, с которыми производители уже сталкиваются в Соединенных Штатах.

Тарифы также могут оказать негативное влияние на саму экономику США, вызвав инфляцию. Несмотря на такие риски, Комиссия ожидает, что экономика 20 стран, использующих евро, вырастет на 0,8% в 2024 году и ускорится до 1,3% в 2025 году и 1,6% в 2026 году. Крупнейшая экономика Европы, Германия, которая, как ожидает Комиссия, сокращается второй год подряд в 2024 году, по прогнозам, вырастет на 0,7% в 2025 году и на 1,3% в 2026 году. Экономический рост во Франции замедлится до 0,8% в 2025 году с 1,1%, наблюдавшихся в 2024 году, прежде чем восстановиться до 1,4% в 2026 году.

Потребительская инфляция, которую Европейский центральный банк хочет сохранить на уровне 2% в среднесрочной перспективе, замедлится до 2,1% в следующем году с 2,4% в 2024 году, и до 1,9% в 2026 году.

Совокупный дефицит бюджета еврозоны, который по правилам ЕС каждая страна должна поддерживать на уровне ниже 3% ВВП, по прогнозам, сократится до этого порогового уровня для всей еврозоны в этом году, а затем продолжит снижаться до 2,9% в 2025 году и 2,8% в 2026 году.

Однако совокупный государственный долг еврозоны продолжит расти с 89,1% ВВП в этом году до 89,6% в следующем году и 90,0% в 2026 году.

В России, отмечается в отчете, инфляция росла на протяжении большей части 2024 года, но ожидается, что она начнет снижаться на фоне сохраняющейся жесткой денежно-кредитной политики. Недавно принятое повышение налогов окажет поддержку доходам от неэнергетических отраслей, что поможет сдержать дефицит бюджета. В связи с этим прогнозируется, что государственный долг к концу прогнозного периода увеличится незначительно.

«Сильный рост российской экономики с конца 2023 года продолжался и в первой половине 2024 года благодаря активному частному потреблению и инвестициям. Рост частного потребления поддерживался увеличением реальной заработной платы, которая в марте достигла максимума 12,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на фоне напряженной ситуации на рынке труда. Кроме того, расходы домохозяйств стимулировались государственными трансфертами военнослужащим и членам их семей. Частные инвестиции, поддерживаемые субсидируемыми государством кредитами, увеличились на фоне роста спроса на отечественные товары после ухода иностранных компаний. Дополнительный толчок инвестициям дало финансируемое государством расширение секторов, связанных с ВПК, включая транспорт и машиностроение», — говорится в отчете.

В дальнейшем рост частного потребления в течение прогнозируемого периода останется высоким, хотя и несколько снизится по мере замедления роста реальной заработной платы и сокращения государством субсидирования кредитов. В то время как государственные инвестиции, по прогнозам, останутся на высоком уровне, высокие процентные ставки, прекращение большинства субсидируемых ипотечных программ и ограничение производственных мощностей, как ожидается, окажут давление на частную инвестиционную активность. Таким образом, прогнозируется замедление роста инвестиций в 2024 году и даже сокращение в 2025 году, а затем восстановление в 2026 году.

Что касается внешних факторов, то в 2024 году ожидается стагнация экспорта и небольшое сокращение импорта из-за влияния санкций. В 2025 году ожидается восстановление объемов торговли, причем импорт будет восстанавливаться более активно благодаря устойчивому частному спросу. В 2026 году ожидается продолжение роста торговли, хотя он будет несколько замедлен. Согласно прогнозам, чистый экспорт будет вносить лишь незначительный вклад в рост ВВП в течение прогнозируемого периода.

В целом прогнозируется небольшое замедление роста ВВП до 3,5 % в 2024 году, чему будут способствовать высокие показатели в первой половине года, а затем дальнейшее снижение до 1,8 % в 2025 году и 1,6 % в 2026 году.

«Риски для прогноза в целом сбалансированы. С другой стороны, меньшее, чем ожидалось, замедление роста реальной заработной платы и менее выраженное влияние жесткой денежно-кредитной политики на инвестиционную активность могут смягчить замедление роста ВВП в России», — резюмирует Еврокомиссия.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".