Зеркальное отражение
политологЛеонид ПоляковСлучай в Эстонии как бы является зеркальным отражением того, что произошло в Норвегии. Зеркало, как известно, показывает все наоборот. Норвежский стрелок протестовал против политики мультикультурализма, против того чтобы Норвегия продолжала наращивать многоэтничность. Он выступал за то, чтобы, собственно говоря, Норвегия была для норвежцев.
В Эстонии, собственно говоря, это - выступление противоположной стороны, это крик отчаяния человека, который оказывается в плотной среде где место инородцу, по сути дела, нет, где человек, если он не принадлежит к коренному народу, чувствует себя чужим отщепенцем.
Так что ситуация, в которой находится европейские государства, европейские нации( а эстонцы, конечно, себя причисляют к европейскому сообществу) - очень сложная. Она трагичная для обеих сторон – и коренных жителей и других этносов. Население Европы начинает все больше разочаровываться в принципе мульткультурализма. Приходит понимание, что достигнут предел совместимости. Мне кажется, политики до сих пор неспособны высказать ничего определенного, как нужно менять эту систему.
Если взять современную Англию, где слышны отголоски бессмысленного и варварского бунта, там ведь тоже риторика властей заключается в том, чтобы все проблемы мультикультурализма скрыть под саркофагом преступности. Но это как раз уход от проблемы. И в этом смысле, как мне кажется, этот отчаянный человек который протестовал в Эстонии в Министерстве обороны - это новый вызов.
Я не уверен, что эстонские власти откажутся от своей политики жесткого такого апартеида, разграничения на граждан и не граждан в основном по такому этническому признаку. Но мне кажется, это тревожный сигнал.
Потому что если прибалтийские власти, скажем, конкретно будут продолжать в Эстонии идти в том же направлении, то я не исключаю, что возможна эскалация такого рода протеста. И возможен такой всплеск отчаяния, который приведет к человеческим жертвам.
Почему мутикультурализм испытывает кризис? Действительно, Европа строилась на очень прочном основании - на либеральном постулате универсальных прав человека. Собственно, либерализм в этом и состоит. Он провозглашает личность конечной инстанцией - свободной и ответственной. Европа строилась на признании того, что человек как таковой, независимо от расы, вероисповедания, пола и других признаков является абсолютной ценностью, но и одновременно несет абсолютную ответственность.
А принцип мультикультурализма, по сути,, оказался предательством принципов либерализма. Мультикультурализм означает некую исключительность для отдельных групп. То есть, принцип индивидуальности в данном случае уступает принципу сообщества. Если человек окрашен, скажем, в черный цвет то он как бы исключается из общих правил, ему разрешается то, что другим нельзя. Это - так называемый принцип позитивной дискриминации. И подобная практика и привела к тому, что возникло недовольство многих европейцев. В другой стороны это все меньше удовлетворения вызывает у тех меньшинств, которые не интегрируются, а стремятся замкнуться в своем культурном поле.
Поэтому этот принцип мультикультурализма должен быть радикально пересмотрен.
Причем, есть два пути. Либо действительно нужно жестко идти по пути ассимиляции, то есть борьбы с любыми проявлениями такого этнического, расового или религиозного коллективизма, не рассматривать определенные группы как некие привилегированные сообщества. Это означает, что следует любого человека рассматривать только как индивидуального гражданина и жестко пресекать действия, основанные коллективизме. Либо жестко поставить вопрос о пределах миграции, и, по сути, начать как бы изолироваться, исключить поток новых мигрантов. Вот между каким выбором состоит современная Европа.