Закрепление тенденций
Азербайджан рассматривает Россию как стратегического партнера, отношения с которым важны для всего региона, заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в ходе переговоров с российским коллегой Дмитрием Медведевым.
Лидеры двух стран проводят переговоры в расширенном составе с участием делегаций РФ и Азербайджана. Этому предшествовала достаточно продолжительная беседа Дмитрия Медведева и Ильхама Алиева тет-а-тет, сообщает «Интерфакс».
Говоря об этой беседе, президент Азербайджана отметил: «Мы оба убедились, что наши отношения важны не только для наших стран, но и для процессов в регионе».
«Для Азербайджана эти отношения очень ценны, важны. Это отношения стратегического партнерства, отношения между друзьями», - подчеркнул Алиев.
Он отметил, что документы, которые будут подписаны в рамках официального визита Дмитрия Медведева, «создадут дополнительную базу этого сотрудничества».
Со своей стороны президент предложил сосредоточиться в ходе переговоров в расширенном составе на обсуждении экономических вопросов. Он сообщил, что во время беседы один на один два президента уже обсудили ряд новых перспективных проектов.
Медведев отметил, что товарооборот России и Азербайджана в прошлом году пострадал из-за кризиса, но в этом году наблюдаются позитивные тенденции в двусторонней торговле.
«Нам нужно эти тенденции закрепить, найти новые перспективные проекты для сотрудничества, ряд из них мы уже обсудили», - сказал глава российского государства.
Он поблагодарил азербайджанскую стороны за создание «блестящих условий, в которых проходят переговоры».
В ходе официального визита российского президента в Азербайджан был подписан договор о государственной границе между Россией и Азербайджаном.
Договор закрепляет линию прохождения госграницы от точки стыка государственных границ России, Азербайджана и Грузии до Каспийского моря.
В ходе визита также было подписано Межправительственное соглашение о рациональном использовании и охране водных ресурсов трансграничной реки Самур. «Оно предусматривает создание российско-азербайджанской комиссии, которая будет осуществлять совместное управление распределением самурской воды на паритетной основе: пятьдесят на пятьдесят за вычетом экологического сброса», - сообщил помощник президента РФ Сергей Приходько.
Он подчеркнул, что эти документы «имеют основополагающий характер для дальнейшего развития отношений стратегического партнерства между нашими странами, вносят реальный вклад в укрепление безопасности и стабильности на Кавказе».
Также в ходе визита «Газпром» и Государственная нефтяная компания Азербайджана подписали дополнительное соглашение к контракту об увеличении поставок в Россию азербайджанского природного газа в 2011-2012 годах.
В октябре 2009 года между ООО «Газпром экспорт» и Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики был подписан долгосрочный контракт купли-продажи азербайджанского природного газа. Контрактные условия действующего документа предусматривают поставку газа в период 2010-2015 гг. в годовом объеме 0,5 млрд куб. м.
Достигнута договоренность об увеличении годового объема в 2010 г. до 1 млрд куб. м с возможностью согласования сторонами увеличения поставок.
Максимальный объем закупки газа контрактом не ограничен. Стоимость газа определяется формулой цены.
Повестка российско-азербайджанских отношений весьма разнообразна и включает, помимо политических, важные экономические вопросы: прежде всего, перспективы увеличения объемов закупаемого Москвой азербайджанского газа. Для России это вопрос позиционирования себя на европейской арене в качестве гаранта международной энергетической безопасности, а также минимизации перспектив строительства «альтернативных» газопроводов в ЕС (речь идет о Nabucco).
Что касается вопросов политики, то их спектр достаточно широк. Прежде всего, в последнее время Россия предприняла серию шагов по укреплению своих позиций по периметру Закавказья. Речь идет о запуске АЭС в иранском Бушере, договоренностях с Турцией о строительстве АЭС, и наконец, о пролонгации сроков пребывания российской военной базы в Армении. Все это, несомненно, не могло не вызвать повышенный интерес в Азербайджане, чье руководство, по всей видимости, ощущает себя «вне игры» на фоне как названных процессов, так и запущенного осенью 2009 года (однако позже приостановленного) процесса дипломатического сближения Еревана и Анкары.
Не исключаю, что во время визита Дмитрия Медведева в Баку Ильхам Алиев, во-первых, предпримет попытку прояснить позицию России в связи с ее «экспансией» на Южном Кавказе, а во-вторых, в латентной форме убедить Москву оказать влияние на армянскую сторону по вопросу о Нагорном Карабахе.
России же важно закрепиться в Азербайджане не только в связи с перспективами расширения энергетического (а также военного) сотрудничества, но и с целью переиграть на этом треке Турцию и стоящие за ней США. Немаловажным моментом политики России в Азербайджане является активизация грузинско-азербайджанских отношений. С грузинской стороны все чаще слышны призывы о необходимости создания некоего подобия конфедерации в составе Грузии и Азербайджане, и подчеркнуто позитивный фон предстоящих в Баку переговоров будет направлен, в том числе, и на демонстрацию прочности российских позиций в закавказском регионе в целом.
Медведев выполняет очень трудную, но почётную роль реального и главного посредника в переговорах между президентами Армении и Азербайджана по поводу Нагорного Карабаха. Я думаю, что этот вопрос, безусловно, будет затронут в ходе визита в Баку.
Важный вопрос - делимитация границы. Это является достаточно существенным моментом и для той, и для другой страны. Дело в том, что по краям границы между нами и там, и там живут лезгины, которые тесно связаны друг с другом. Поэтому этот вопрос является очень серьёзным для сохранения социальной стабильности в этом пограничном районе между странами.
Что касается военного сотрудничества как с Арменией, так и с Азербайджаном, то это тоже непростой вопрос. Неслучайно сохраняется наша РЛС в Габале. Ведь в отличие от подавляющего большинства других конфликтов такого рода, перемирие между сторонами сохраняется без участия миротворцев. Естественно, там бывают перестрелки, но всё-таки широкомасштабные военные действия не ведутся. Наличие российских военных объектов и в той, и в другой стране во многом является сдерживающим фактором и для той, и для другой стороны, чтобы попытаться решить эту проблему военной победой.
Широкомасштабные военные действия трудно вести, когда и в той, и в другой стране есть, по сути, военные базы третьей страны. В определённой степени присутствие наших военных объектов и в той, и в другой стране является стабилизирующим фактором. Я думаю, что и с той, и с другой стороны, несмотря на все заявления, это понимают.
Нас часто обвиняли в том, что мы консервируем конфликты. Но на самом деле в этом есть глубокий смысл. Всё-таки конфликты не только консервируются, они с течением времени охлаждаются в консервированном состоянии. Есть проблемы, которые волевым политическим усилием решить невозможно, и только время в итоге позволяет прийти к тому, что стороны будут готовы пойти на компромисс.