Восточное партнерство
В Праге открылся учредительный саммит программы Евросоюза «Восточное партнерство». Инициатива направлена на сближение ЕС с бывшими союзными республиками - Молдавией, Арменией, Азербайджаном, Грузией, Украиной и Белоруссией.
Главная задача "Восточного партнерства" - вовлечение этих стран в экономическую, политическую и стратегическую сферу влияния ЕС. Евросоюз заинтересован в укреплении стабильности, эффективном управлении и экономическом развитии государств, которые имеют для него стратегическую важность.
При этом Брюссель обещает "шестерке" "ощутимые выгоды", которые включают режим свободной торговли, экономической помощи, а также регулярные консультации в области обороны и безопасности. ЕС также предлагает выработать и подписать соответствующие соглашения о стратегическом партнерстве с этими странами в энергетической области.
По информации «Прайм-ТАСС», Брюссель готов ослабить визовой режим для граждан стран "Восточноевропейского партнерства", а также направить в государственные и административные структуры этих государств своих экспертов.
Утвержден и бюджет программы, который достигает 1,4 млрд евро /1,8 млрд долл/ на период до 2013 г.
Тем не менее, у "Восточного партнерства" есть и значительные недостатки, отмечают независимые обозреватели. Фактически оно закрывает для стран-участниц и прежде всего Украины быстрый путь на вступление в ЕС.
В Москве рассчитывают, что программа "Восточное партнерство", осуществляемая Евросоюзом, не будет ставить страны-участницы перед выбором быть либо с Россией, либо с ЕС. "Мы поделились с польскими коллегами нашими оценками некоторых заявлений, которые звучали из Брюсселя в рамках подготовки саммита "Восточного партнерства". Поделились озабоченностями в том, что, судя по некоторым из этих заявлений, кое-кто не прочь поставить приглашаемые к участию страны перед выбором: либо вы с Россией, либо с Евросоюзом", - сказал глава МИД РФ Сергей Лавров 6 мая по итогам переговоров с главой МИД Польши Радославом Сикорским.
Для Украины проект "Восточное партнерство" может касаться многих сторон, в том числе экономической жизни: как развивать проекты, которые на каком-то этапе были бы привлекательны для того, чтобы получить соответствующее финансирование из бюджета Евросоюза", - считает президент Украины Виктор Ющенко.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко подчеркнул, что "мы участвуем в европейских и других делах не против кого-то. Это наш интерес, жизненно важные интересы, Прежде всего, для наших экономик. Мы из этого будем исходить в Праге, ведя диалог на европейском уровне", - сказал президент Белоруссии.
Завсектором администрации президента Азербайджана Фуад Ахундов, со своей стороны, заявил, что "Азербайджан рассматривает проект "Восточное партнерство" (ВП) как новый и важный формат для укрепления отношений с Евросоюзом".
В ЕС отмечают, что "Восточное партнерство" создано для восточных соседей ЕС, а не направлено против России. "Восточное партнерство - не альянс, не лига стран, и не сфера влияния, которую ЕС хочет создать. Страны уже имеют амбиции приблизиться к ЕС, их граждане этого хотят, и это - экономическая реальность. "Восточное партнерство" не направлено против России, но создано для наших восточных партнеров", - сказал источник в Совете ЕС.
Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил о большом значении для ЕС новой инициативы "Восточное партнерство". "Пришло время для видимых шагов, чтобы внести изменения в отношения с нашими восточноевропейскими партнерами. Интенсификация отношений с этими странами имеет большое значение для ЕС. Наша цель - это политическая ассоциация и экономическая интеграция для обеспечения большей стабильности и безопасности на восточных границах ЕС", - заявил председатель ЕК накануне саммита "Восточного партнерства".
Проект "Восточное партнерство", к участию в котором приглашен целый ряд республик бывшего СССР, представляет собой попытку Евросоюза изменить политику в отношении стран постсоветского пространства, считает глава комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов
Это "некая новая политика в отношении бывших советских республик", заявил "Интерфаксу" М.Маргелов, комментируя по просьбе агентства проходящую в Праге встречу в рамках "Восточного партнерства" с участием Украины, Белоруссии, Армении, Грузии и Азербайджана.
Он напомнил, что на саммите в Праге было объявлено о том, что эти страны в предстоящие четыре года получат 600 млн евро, которые должны быть направлены на укрепление государственных институтов и развитие малого предпринимательства.
Однако, ссылаясь на мнение эксперта, он пояснил, что определенные противоречия в организации "Восточного партнерства" существуют. ""С одной стороны, это вроде бы региональная структура, но работать она будет, главным образом, на двусторонних отношениях с Брюсселем. То есть просить или требовать что-либо от Евросоюза члены этого партнерства хором не смогут", - подчеркнул М.Маргелов.
Кроме того, по его мнению, хотя с членами структуры планируется заключать соглашение об ассоциации, ни о каких перспективах вступления в Евросоюз там не будет и речи. "Символично, однако, соседство в повестке дня Пражского саммита вопросов о собственно организации партнерства и о проекте трубопровода Набукко, маршрут которого, как известно, минует Россию. Это, на мой взгляд, приоткрывает истинные намерения организаторов "Восточного партнерства", - считает М.Маргелов.
По его мнению, суть этих намерений носит чисто геополитический характер, настоянный на энергетических интересах Евросоюза. "Кроме того, известно, что принятие Украины и Грузии в НАТО отложено, и в связи с этим организация "Восточного партнерства" представляет собой попытку, так сказать, обходным путем, не мытьем, так катанием, включить все-таки в зону своего влияния бывшие республики СССР", - заключил М.Маргелов.
К проекту «Восточное партнерство» не все страны Западной Европы относятся позитивно. Так например Франция, Германия, Италия достаточно скептически относятся к этому проекту. Скептически настроены и на уровне ЕС: руководство Евросоюза также как-то отказывается комментировать эту программу.
На мой взгляд, здесь основная инициатива исходит, прежде всего, от восточно-европейских стран, поскольку для них тесная связь со странами постсоветского пространства - это в том числе и преодоление исторического комплекса, комплекса зависимости от Советского союза. Поэтому я думаю, что они просто пытаются реализовать свои амбиции,
прежде всего в рамках ЕС.
На мой взгляд, эта программа, даже в случае её запуска, не будет слишком продуктивной, поскольку, повторюсь, не все участники ЕС относятся к ней однозначно и оценивают её позитивно.
В политическом плане проект "Восточное партнерство" выступает как попытка обыграть тему усиления собственных позиций на постсоветском пространстве. Но на данный момент без финансовых инвестиций, без серьезных вливаний, к которым Европа не готова, потенциал программы ограничен. Ее можно больше рассматривать как демонстрационную инициативу. Она больше ориентирована на закавказские страны, Украину, Молдавию, отчасти Белоруссию – это и есть члены проекта.
Такая форма будет в большей степени способствовать появлению трений на уровне риторики между Москвой и Брюсселем, нежели это приведет к каким-то предметным шагам со стороны Евросоюза в плане увеличения своего, в том числе физического присутствия на территории бывшего СССР. Надо учитывать и тот факт, что не имея возможностей финансовых инвестиций, хотя у программы есть бюджет, бывшие советские республики все-таки рассчитывают на какую-то предметную помощь. Сейчас она демонстрируется на уровне риторики и желания привлечь инвестиции к этим странам.
Но в большей степени, конечно, создается впечатление, что политический ход создается не столько для постепенной интеграции этих республик в ЕС, сколько на системный формат взаимодействия, который существует между странами Евросоюза и государствами черноморского региона, Магриба. ЕС как серьезный игрок на постсоветском пространстве в своих возможностях ограничен. Это подтверждает и Хавьер Солана, который считает что во многом диалог между РФ и ЕС и в том числе сама модель позиционирования Евросоюза на постсоветском пространстве, привязан к той политике, которую и в Европе и на евразийском пространстве проводят Соединенные Штаты. То есть намерение играть между США и Россией в условия сохраняющихся негативных явлений экономического кризиса (Европа выйдет из рецессии в 2011-2012 гг.) обречено не то чтобы на провал, но на формат вялого партнерства, которое и Россия и США при желании смогут переиграть.