Визит Лаврова в Узбекистан
Министр иностранных дел России Сергей Лавров прибывает в Узбекистан с официальным визитом, которы продлится 21-22 декабря. Глава МИД будет принят президентом Узбекистана Исламом Каримовым и проведет переговоры с министром иностранных дел Узбекистана Владимиром Норовым.
«В повестку дня встречи включен, в частности, обмен мнениями о сотрудничестве сторон в ходе председательства Узбекистана в ШОС, председательства России в СНГ в 2010 году, о ситуации в Афганистане», - сообщил официальный представитель МИД РФ А.Нестеренко.
Он добавил, что предполагается обсудить «вопросы, связанные с обеспечением региональной безопасности и стабильности, взаимодействие двух стран в рамках ООН, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ и ШОС».
По данным российского внешнеполитического ведомства, Узбекистан занимает 4-е место в товарообороте России со странами СНГ. «В январе-октябре 2009 года объем взаимной торговли между нашими странами составил более 2 млрд. долларов», - сообщил официальный представитель российского МИД.
Визит пройдет в контексте подготовки предстоящего российско-узбекского саммита в Москве в начале 2010 года.
Узбекистан стремится диверсифицировать свою внешнюю политику и тем самым он демонстрирует свою независимость от мнения Москвы. И в первую очередь свою независимость он демонстрирует Вашингтону, давая сигнал, что готов к возобновлению сотрудничества.
В этой ситуации режим Каримова в очередной раз стремится если не к полной смене своих внешнеполитических приоритетов, то, по крайней мере, к игре на два фронта, к игре с двумя партнерами, пытаясь получать дивиденды от противостояния Центральной Азии, России и США.
Контакты с Узбекистаном необходимы. Слишком много накопилось проблем как в двусторонних отношениях с Россией, так и в отношениях Узбекистана со странами Центральной Азии. Такой крен на обострение отношений со своими соседями, который демонстрирует Узбекистан и во многом разрыв стратегических отношений с Россией – он требует обсуждения.
Изменение политики Узбекистана произошло, когда он, только недавно вступив в ЕврАзЭС, вышел из него, отказался подписывать в рамках ОДКБ соглашение о силах быстрого реагирования.
Тенденция выхода из интеграционных объединений, попытка дружить с Западом в ущерб отношениям с Россией и другими странами-партнерами по интеграционным объединениям, требует обсуждений и объяснений.
Что касается поставок газа из Узбекистана вместо прерванной подачи из Туркмении в связи с аварией на трубопроводе Средняя Азия – Центр, то информация об их увеличении требует проверки. Дело в том, что в Европе потребности в газе сильно сократились в период кризиса, так что не думаю, что это взаимосвязанные вещи.