Три проблемы ЖКХ
политологЛеонид ПоляковДело к зиме, следовательно, в общенациональной повестке дня неизбежно всплывают три роковые буквы - ЖКХ. Но на этот раз на Госсовете прозвучало нечто посерьезнее обычной рутины. Президент Медведев предупредил, что инерционный сценарий в этой сфере может через 5-7 лет обернуться катастрофой. Как раз к столетию Великого Октября.
Однако ситуация шутить вовсе не располагает. Процент износа основных фондов, а также инфраструктуры в ключевой сфере жизнеобеспечения людей в среднем по стране подошел к критическому. Латать дыры в надежде, что все само рассосется - не получится. Нужно срочно что-то делать. Но что?
В начале нулевых уже предпринималась попытка радикально в этой отрасли положение исправить. Команда молодых и энергичных менеджеров из «гнезда Чубайса» учредила специальную компанию, которая стала заключать договоры с регионами на предмет принципиальной коммерциализации жекеховского дела. Казалось, что перед бизнесом открывается практически Эльдорадо - золотой дождь от инвестиций в сферу, где 145 миллионов россиян ежемесячно приносят в своих кулачках оплату коммунальных услуг.
Однако вскоре выяснилось, что дело не так просто. И если кто-то хотел сорвать быстрый куш - то он жестоко просчитался, обнаружив, что пришел не с тем расчетом и совершенно не туда.
Перед той командой как перед древнерусским витязем на распутье встали три проблемы ЖКХ.
Первая - бесконечное разнообразие погодно-климатических и ландшафтных условий организации коммуналки. Вроде бы это ясно априори, по крайней мере из воспоминаний о школьной карте России. Но в жизни этого воспоминания оказалось явно недостаточно. В каждой конкретной местности вопрос вставал совершенно конкретно - от точного соблюдения всех технических параметров напрямую зависела эффективность и рентабельность ремонта и замены инфрастуктуры ЖКХ.
На этот счет существовали и существуют до сих пор еще советские стандарты, но кто помнит советскую коммуналку - тому достаточно. Стало быть первая проблема оказалась не под силу некой единой всероссийской компании. Успешность действий может обеспечена только профессиональным локальными командами, применяющими конкретные для этого места материалы и технологии.
Вторая проблема уперлась в отсутствие профессиональных специалистов, способных эффективно обслуживать инфраструктуру ЖКХ. Понятно, что унитаз - не Боинг и что квалификация сантехника это нечто иное в сравнении с авиатехником. Но если все все время течет, то скорость износа, выхода из строя инфраструктурных элементов и, соответственно, размер незапланированных расходов подрывают самое основу бизнес-мотивации. Сколько ни вкладывай - все уходит как в прорву.
Опять же вспоминая советского сантехника - Афоню (Леонида Куравлева), можно ничему тут особо не удивляться. А когда они были - настоящие профессионалы? Но разница в том, что в СССР строили не теплый сортир, а - коммунизм как царство мировой справедливости. И афони воспринимались как временное недоразумение на пути к райским кущам. Сегодня в казалось бы приземленном и деидеологизированном мире все устраивается просто - подогнали (в смысле «понаехали тут») пару десятков миллионов таджиков, молдаван и пр. «бывших» - и все путем. Метут - и хорошо.
А вот как раз и нет. Если не понять, что поддержание ЖКХ - это дело особой науки жизнеобеспечения и отрасль высоких (инновационных в том числе) технологий, то катастрофы мы-таки дождемся. И скорее через 5, нежели через 7 лет.
И последняя проблема - собственно бизнеса. Прошлый опыт наглядно показал, что нахрапом сюда не войдешь. А войдешь - по-хорошему не выйдешь. Нам всем нужно осознать, что самый первый и самый главный социально-ответственный бизнес может и должен быть только в ЖКХ. Советская же еще традиция навешивать «коммуналку» (особенно в моногородах) убивает и ее, и сам бизнес. Это все равно, что тушить пожар бензином. И вот это осознание должно повести к тому, что необходимо выращивать (буквально учить в бизнес-школах) бизнесменов и менеджеров особого социального профиля. С навыками работы и нравственными установками особого типа. Это должен быть бизнес, нацеленный на производство качества жизни в самом прямом смысле слова.
Никакие нахрапистые «бизнесмены» (те же «комиссары в пыльных шлемах») здесь и на пушечный выстрел не должны допускаться. Иначе мы вплоть до катастрофы так и будем задаваться сакраментальным вопросом: «Как нам обустроить Россию?»
По моим посильным соображениям, возникшим под впечатлением честного признания Дмитрия Медведева - хотя бы так, немедленно принимаясь решать эти три проблемы.
Леонид Поляков