Тревожные симптомы
России предстоит решить проблемы новой модели экономического развития. Прежняя модель была основана на том, что имеются достаточно серьезные бюджетные ресурсы, и государственные инвестиции могут быть драйвером экономики. Кроме того, достаточно большие рыночные ниши двигали частный бизнес, все это обеспечивало довольно высокие темпы восстановительного роста. Сейчас мы выходим из ситуации, когда спросовые ниши, легко осваиваемы для импортозамещения, в основном заполнены. Например, в продовольственном секторе мы практически всюду уперлись в спросовые ограничения. Аналогичная ситуация по многим другим секторам.
Нужно нащупывать новую модель экономического роста. Теоретически это могла бы быть инновационная модель, но пока еще инновации не закручены, упали темпы роста и экономика замерла, и плюс, конечно, сказалась политическая неопределенность.
Мы видим, что капиталы уходят из страны, причем, есть данные, что это не просто спекулятивный капитал, но есть тенденция ухода крупного и среднего бизнеса из России. Вернее, не самого бизнеса, а прибылей, которые инвестируются не в Россию, а уходят за границу. И это тревожные симптомы.
Хотя сама экономика вполне устойчивая, ничего травматического не происходит, все-таки мы получили более-менее приличные под 4,5% экономического роста, самую низкую в истории постсовестской России инфляцию, которая уже меньше 6,5%. Это уже такой вполне цивилизованный уровень инфляции. Да, это не 2%, которые являются нашей целью, но это уже то, что не мешает инвестиционным проектам. Банки набрали достаточно много денег. Все вроде бы хорошо, но нет драйверов экономического роста, которыми раньше был богат рынок – пышный рост платежеспособного спроса, обновление производства, государственные инвестиционные проекты. Все эти драйверы снизили свое влияние, плюс цены - они не упадут, конечно, но вверх им двигаться особенно некуда.
А главная проблема, которая стоит сегодня в 2012 году, это нащупать новую модель экономического роста. Но, к сожалению, сегодня нет даже серьезных дискуссий на эту тему. Это предмет заботы только узкого круга специалистов. Эта проблема даже не стала предметом обсуждения в ходе парламентских выборов. А, казалось бы, это должно было главным предметом борьбы, потому что тот, кто может предложить новую модель экономического роста, тот имеет право определять дальше правила игры.
Иосиф ДИСКИН, сопредседатель Совета по национальной стратегии