Статья
1378 25 августа 2009 0:03

Социальная ответственность

В Общественной палате состоялась презентация первой секции международной конференции "Современное государство и глобальная безопасность". Тема секции - "Социальная ответственность современного государства как фактор глобальной стабильности".

Презентация прошла в формате «круглого стола». Его участники анонсировали основные вопросы,  внесенные в повестку дня секции: Модели государственной социальной политики в XXI веке: новые подходы в условиях глобализации; Помощь группам социального риска как фактор снятия напряженности; Глобальные вызовы как стимул к росту социальной ответственности современных государств; Единые социальные стандарты: можно ли создать универсальную модель; Социальная нестабильность и миграционные процессы – взаимосвязь и опыт решения проблемы; Социальное развитие: ликвидация точек напряженности.

Модератором секции и круглого стола выступил главный редактор журнала «Эксперт», директор Института общественного проектирования, председатель комиссии Общественной Палаты Российской Федерации по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Валерий Фадеев.

Участниками презентации было отмечено, что угрозы для мировой стабильности, как на международном, так и на национальном уровне зачастую являются следствием неблагоприятной социальной обстановки. В последнее время когда, с ростом уровня глобализации остается все меньше возможностей отгородиться от несущих риски государств, становится очевидным, что социальные потрясения в любом, самом отдаленном уголке мира, сказываются на положении дел в каждом государстве. В свою очередь вопрос о способности государства справляться с внутренними проблемами, не переводя их на международный уровень, становится особенно острым. Для решения данной проблемы необходима выработка комплексной и признаваемой всеми участниками международного сообщества модели социальной политики, ориентированной на обеспечение стабильности внутри страны, и как следствие, глобальной безопасности в целом.

Международная конференция «Современное государство и глобальная безопасность» состоится в Ярославле 14 сентября 2009 года. Мероприятие организуется и  проводится под эгидой Президента Российской Федерации Д.А. Медведева. Участие в конференции Президента предполагается. Организаторами Конференции выступают  Институт общественного проектирования, Институт современного развития и Ярославский государственный университет имени Павла Демидова.

Повестка работы конференции включает четыре тематические секции: «Социальная ответственность современного государства как фактор глобальной стабильности»; «Современное государство: многообразие демократического опыта»; «Межгосударственное сотрудничество и эффективность глобальных институтов»; «Современное государство против терроризма, сепаратизма и ксенофобии».

В числе зарубежных лидеров, подтвердивших свое участие в Конференции - премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро, премьер-министр Франции Франсуа Фийон, бывший премьер-министр Италии Романо Проди. Из числа интеллектуалов с мировым именем ожидаются  футуролог и писатель Элвин Тоффлер,  философ и писатель Джон Нейсбит, социолог и профессор Йельского университета Иммануил Валлерстайн, политолог и главный редактор  журнала  “Newsweek International” Фарид Закария, руководитель Французского института международных отношений Тьерри де Монбриаль и многие другие.

Комментарии экспертов

Сегодня основным вопросом в мире становится поиск разными странами своих моделей выхода из кризиса. Стратегии выхода были и на повестке последнего заседания «большой восьмерки», и это один из ключевых  моментов, который будет влиять на глобальную безопасность. Важнейшим вопросом при этом становится соотношение экономической эффективности и социальной ответственности,  национального эгоизма и международного сотрудничества.

В центре антикризисной повестки остаются вопросы регулирования финансовых рынков. В последние полгода кризис «тушили» деньгами,  но что делать дальше, как санировать всю эту систему финансового капитализма, который, в общем-то и привел к таким довольно серьезным диспропорциям в экономике?

Если мы говорим о стратегии выхода из кризиса в России, то здесь вопрос социальной ответственности, и даже я бы сказал, социальной справедливости, оказывается ключевым. Ситуация на выходе из кризиса и после него имеет очень большое значение именно с точки зрения социальной легитимности и социальной справедливости предпринимаемых мер.

Если проводить аналогии с предыдущими периодами, то в центре внимания оказывается  модернизационная повестка. Возникают вопросы, почему у нас такие проблемы с уровнем доверия в обществе,  с уровнем легитимности бизнеса и частной собственности, что в свою очередь, порождает чрезмерный административный, коррупционный восторг государства, а часто даже и силовых структур, по отношению к бизнесу. Здесь налицо целый клубок противоречий. Почему мы сегодня говорим о том, что так тяжело запускаются  модернизационные процессы и необходимая для них социальная среда? Все это имеет свои корни. Они кроются и в том, как мы выходили из экономического и социального кризиса, разобранного состояния в период после распада СССР и в период первоначальных рыночных реформ.

Проведенная приватизация и социальные диспропорции, которые сформировались, воспринимаются обществом очень болезненно с точки зрения социальной справедливости.

И сейчас  целый ряд знаковых событий, решений и ситуаций сразу же начинают переходить в общественном сознании в категории социальной справедливости антикризисной политики, а значит и социальной легитимности её результатов.

Пикалевский прецедент, например, воспринимается как результат предыдущей приватизации с разрывом производственных цепочек и комплексов. Если мы говорим об АвтоВАЗе, то возникает проблема государственной поддержки корпораций – принимают ли предприятия на себя обязательства по модернизации и перестройке производства или это будет похоже на поддержку банковской системы ради нее самой, а не ради восстановления кредитования реального сектора экономики.

Если рассматривать бюджетную политику на следующий год, то уже сейчас сталкиваются различные социальные интересы. В условиях дефицита ресурсов  государству приходится делать выбор. Например, пенсии в следующем году будут повышены на 40 процентов, но при этом зарплаты бюджетникам индексироваться не будут – это  тяжелый выбор. Вообще в условиях кризиса проблемы не решаются в категориях между хорошим и плохим, а они решаются в  категориях между плохим и очень плохим, или плохим и не очень хорошим.

Чтобы сделать правильный выбор, нужно обсуждать эти проблемы с обществом. Например, принять, что приоритеты поддержки старшего поколения являются безусловными, и должны быть исполнены независимо ни от чего, а другим категориям придется несколько затянуть пояса. Это предмет широкой общественной дискуссии и политического обсуждения. У общества должны быть и рациональные, и моральные ответы на такие вопросы, и они должны быть очевидны, чтобы потом, уже в рамках стратегии выхода из кризиса и на выходе из кризиса, мы не получили бы ситуацию социального непонимания и социальной нелегитимности.

Подводя итог, можно сказать, что любой кризис имеет свою цену. Эту цену всегда кто-то должен заплатить. В той или иной пропорции, наверное, платят все: кто-то  - больше, кто-то - меньше. Вопрос о том, какую цену общество готово заплатить за выход из кризиса, и  кто должен, может быть, заплатить больше, а чьи интересы не подлежат никакому ущемлению - это фундаментальные базовые вопросы дискуссии по поводу кризиса и выхода из него. Она должна происходить обязательно, и все ответы тоже надо давать в обязательном порядке, в том числе и политически. В противном случае, когда не возникает консенсуса по поводу вопросов социальной справедливости, на выходе могут получиться проблемы, связанные с восприятием тех или иных решений. Потом это очень негативно влияет на экономическое развитие и политической развитие в стране, которое мы можем наблюдать на примере первоночальных рыночных реформ.

Рост глобализации приводит к ситуации, когда уже почти невозможно отгородиться от тех рисков, которые возникают в безответственных государствах. Внутренняя социальная политика становится фактором, который определяет безопасность мира в целом. Не находящие решения внутригосударственные проблемы и социальные противоречия выплескиваются наружу. Нелегальная эмиграция, ксенофобия вплоть до терроризма - с этими проблемами сталкиваются страны, которым подобные социальные проблемы были не знакомы.

Таким образом, неблагоприятная социальная обстановка зачастую становится фактором угрозы для других стран. Спрятаться в этом глобализованном мире не удается. На конференции в Ярославле мы будем обсуждать эту тему, отграничивая ее от проблемы безопасности в традиционном понимании - безопасности военной, в области ядерных технологий и т.д.

Сегодня государство возвращается к пониманию того, что оно как институт, занимает, по-видимому, то место, которое и должно занимать. Это важнейший институт, обеспечивающий функционирование всей мировой политической и экономической системы.

Сегодня Россия как европейская страна вынуждена разговаривать с мировым и европейским сообществом. Мы должны уметь объяснять свои проблемы, в том числе и тяжелейшие, причем на языке, понятном как для себя, так и для европейцев. Цель конференции в Ярославле, я думаю, довольна проста и прозаична. Необходимо понять, каким будет мир после кризиса, каким будет государство, которое с большим трудом справилось с этим ударом, причем государство не образца 2008 года, а уже находящееся в новой ситуации.

Собственно говоря, государства с кризисом неплохо справились, прежде всего, в Европе. Мы помним, как много говорили о том, что американская модель является выдающейся, что это чемпион современного мира. Но Европа пострадала меньше, чем Америка. Например Франция, чьи уважаемые политики тоже будут на конференции, почти не пострадала, и этому надо учиться.

Поэтому цель конференции – взаимное обучение, обмен опытом, в том числе и опытом демократическим. Новые задачи демократии посткризисного мира состоят в обеспечении безопасного мира. Речь идет о том, что государство является участником, спонсором, строителем нового безопасного мира и его новой архитектуры. Здесь пока не ясны стандарты демократии, внутренней стабильности и социального государства. Тема стандартов, я думаю, будет одной из центральных на конференции, и они не могут быть отдельно российскими и отдельно французскими. Нормы – есть нормы. На конференции особенно актуальны будут вопросы правильной постановки задач и многообразие опыта современных государств.

24 июля 2024 Новости  Безопасность на районе Показатель ощущаемой безопасности среди россиян довольно высокий, свидетельствуют результаты опроса, проведенного 29 июня Всероссийским центром изучения общественного мнение (ВЦИОМ) среди 1600 граждан РФ старше 18 лет. 28 января 2022 Новости
Лавров: Россия не позволит игнорировать собственные интересы
 Лавров: Россия не позволит игнорировать собственные интересы Россия не хочет обострения отношений и войны с США, однако Москва не позволит игнорировать интересы нашей страны. Об этом заявил Сергей Лавров в интервью радиостанциям Sputnik, «Эхо Москвы», «Говорит Москва» и радио «Комсомольская правда». По словам министра иностранных дел, переговоры по гарантиям безопасности еще не завершены, поскольку РФ получила ответ несколько дней назад.
7 сентября 2021 Колонки
Кибер-конфликт ФРГ и РФ: немецкие СМИ о взаимных обвинениях в кибератаках
 Кибер-конфликт ФРГ и РФ: немецкие СМИ о взаимных обвинениях в кибератаках Берлин обвинил Россию в причастности к кибератакам и серии попыток получить личные данные немецких законодателей. Об этом сообщил телеканал Deutsche Welle.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".