Рубль - во власти спекулянтов
Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов и глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев на пленарном заседании Госдумы представили отчет правительства и информацию Банка России о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики РФ, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики за первое полугодие 2010 года.
Россия в сравнении с другими странами добилась большего успеха в мерах по поддержке населения во время кризиса. Об этом заявил первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов, выступая перед депутатами Госдумы в рамках отчета правительства по антикризисной программе за первую половину 2010 года, сообщает корреспондент «Актуальных комментариев».
«Этого не удалось достичь в других, в том числе высокоразвитых экономически, странах», - заявил Шувалов.
«Доходы населения в течение всего 2009 года и и в текущем периоде 2010 года постоянно растут. Реальные доходы населения к настоящему периоду в 2010 году выросли на 5,6%. А рост заработной платы в настоящий момент составляет 5,1%», - пояснил Шувалов депутатам.
Поэтому, по мнению первого вице-премьера, главная цель правительства в кризисный период - сохранение социальной стабильности и заложение новой основы экономического роста - достигнута.
Переговоры по присоединению РФ к ВТО могут быть завершены в ближайшие недели, заявил первый вице-премьер РФ.
«Еще раз подтверждаю, что мы завершаем в ближайшие дни, может быть недели весь пакет вопросов, которые должны были решить в ходе переговоров с нашими основными партнерами по ВТО», - сказал он.
По словам Игоря Шувалова, чтобы полностью подготовиться к присоединению к ВТО, РФ необходимо еще принять ряд законодательных актов. Он отметил, что комитетами Госдумы уже проведена работа по подготовке законопроектов к принятию во 2- м и 3-м чтениях.
В настоящее время, по его словам, ведутся активные переговоры с США и ЕС. «Мы свою часть работы завершим в ближайшие дни-недели», - сказал он. «Сегодня в Женеве пройдут переговоры по оставшимся двум незначительным вопросам, я надеюсь на то, что эти переговоры будут закончены принятием компромиссных разумных решений», - заявил первый вице-премьер.
При этом Шувалов отметил, что «если будут выдвигаться новые необоснованные требования, либо будут вскрываться пакетные соглашения, которые есть на сегодня и вся та многолетняя работа, которая была проведена будет меняться, будут выдвигаться к ней новые требования, то мы будем считать это некими политическими факторами - к реальной экспертной работе это не будет иметь никакого отношения».
В свою очередь, выступая в Госдуме, глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев затронул проблемы российской национальной валюты, отметив, что ослабление курса рубля в сентябре во многом вызвано спекулятивными факторами.
«К числу возможных причин некоторого ослабления рубля в последние месяцы я бы отнес, прежде всего, тенденцию снижения профицита текущего счета платежного баланса в результате быстрого роста импорта. Немаловажную роль, особенно в последние дни, сыграли и чисто спекулятивные факторы», - сказал он.
Отвечая на вопросы депутатов Госдумы, Сергей Игнатьев заявил, что дополнительный налог на банки, как и ожидалось, в обозримом будущем в России вводиться не будет.
«Мы ведем консультации с правительством. Пока принято решение этот налог не вводить», - сказал глава ЦБ РФ.
Вопрос о введении налогов и сборов на банковскую деятельность, которые ряд стран G8 предлагали ввести в качестве компенсации или страхования расходов государства на поддержку банков в период кризиса, обсуждался во время встречи лидеров стран «Группы восьми» в июне. Уже тогда представители РФ говорили, что Россия сомневается в целесообразности введения таких налогов.
Как отмечали ранее «Актуальные комментарии», 23 сентября правительство РФ рассмотрело проект закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годы», а также прогноз социально-экономического развития РФ и проект основных направлений денежно-кредитной политики (ДКП) на эти годы.
В пресс-релизе к заседанию, размещенном на сайте правительства РФ, отмечалось, что дефицит бюджета РФ в 2011 году планируется в размере 1,814 трлн рублей, или 3,6% ВВП, в 2012 году - 1,734 трлн рублей, или 3,1% ВВП, в 2013 году - 1,795 млрд рублей, или 2,9% ВВП.
Доходы прогнозируются в размере 8,844 трлн рублей, или 17,6% ВВП, в 2012 году - 9,502 трлн рублей, или 17% ВВП, в 2013 году - 10,379 трлн рублей, или 16,8% ВВП. Расходы в 2011 году могут составить 10,658 трлн рублей, или 21,2% ВВП, в 2012 году - 11,237 трлн рублей, или 20,1% ВВП, в 2013 году - 12,174 трлн рублей, или 19,7% ВВП.
Данные параметры бюджета основываются на умеренно оптимистичном варианте прогноза социально-экономического развития, который является инвестиционно обусловленным. Так, в соответствии с ним цена на нефть Urals прогнозируется в 2011 году в размере $75 за баррель, в 2012 году - $78 за баррель, в 2013 году - $79 за баррель. Рост ВВП запланирован в 2011 году в размере 4,2%, в 2012 году - 3,9%, в 2013 году - 4,5%.
В соответствии с проектом ДКП, правительство и ЦБ РФ определили задачу снизить инфляцию в 2011 году до 6-7%, в 2012 году - до 5-6%, в 2013 году - до 4,5-5,5% (из расчета декабрь к декабрю). Этой цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 5,5-6,5% в 2011 году, 4,5-5,5% в 2012 году и 4-5% в 2013 году, говорится в документе.
Правительство также рассмотрит проект основных направлений долговой политики РФ на 2011-2013 годы. В соответствии с этим документом, госдолг в ближайшие три года будет увеличиваться с 13,6% ВВП в 2011 году до 17,4% ВВП в 2013 году.
Учитывая текущую ситуацию в экономике, в ближайшие годы предлагается основную часть заимствований произвести на внутреннем рынке при сохранении определенного присутствия на внешних рынках. В целом же решение вопроса о балансе между внутренними и внешними заимствованиями будет зависеть от конъюнктуры внутреннего и мирового финансового рынка, успешности решения задачи развития внутреннего рынка госдолга, сохранения благоприятной макроэкономической ситуации в России, прежде всего, низкого уровня инфляции.
На внутреннем рынке Минфин намерен, в частности, размещать облигации со сроком обращения до 1 года, а также долгосрочные облигации - на 10 и более лет.
На рынке внешних заимствований Минфин предлагает осуществить размещение 30-летних облигаций, наряду с 5- и 10-летними ценными бумагами, а также выпустить как долларовые облигации, так и облигации, номинированные в евро.
Предусматривается также создание Российского финансового агентства, которое будет осуществлять от имени РФ внутренние и внешние заимствования, проводить операции с долговыми бумагами на вторичном рынке и инвестировать временно свободные средства федерального бюджета и средства российских суверенных фондов.
В области госгарантий Минфин предлагает предоставлять не только бесплатные, но и платные госгарантии. При этом Минфин считает целесообразным резервировать в бюджете средства на исполнение гарантий не в полном объеме, а в зависимости от уровня риска.
После некоторого секвестра 2009 года и проблем, связанных с финансированием отдельных программ, бюджет в 2011 годы выглядит более сбалансированным. Помогла внешняя конъюнктура. Сырьевые цены выправились, в некоторых случаях даже серьезно выросли. Речь идет о некоторых металлах, прежде всего.
Повышена эффективность госрасходов на фоне сокращения в некоторых министерства, кроме того, запланирована программа крупных сокращений – более чем на 100 тыс. Таким образом, благоприятная конъюнктура и повышение эффективности привели к изысканию дополнительных доходов.
Социальные расходы и стратегические программы при этом в бюджете не урезаются – к ним относятся все пенсионные обязательства, обязательства перед бюджетниками, инициативы, направленные на обеспечение жильем представителей социально незащищенных слоев населения. К глобальным инвестиционным проектам относятся два – Сочинский и АТЭС.
В остальных направления может быть также серьезное увеличение. Например, большие цифры представлены по закупкам вооруженной техники. Но этот костяк, связанный с социальными расходами и стратегическими проектами, в целом не трогают. Судя по предварительным вариантам бюджета, их не тронут и на этот раз, тем более возможности для маневров достаточно много. Во-первых, есть программа приватизации, которая предполагает продажу пакетов стратегических компаний - Роснефти, ВТБ. Это достаточно большие суммы, которые можно привлечь в ближайшие несколько лет.
Кроме того, есть возможность заимствования на внешних рынках. У РФ хорошие показатели по кредитоспособности, эти возможности могут составлять до 8 млрд. долл. в год. Есть еще программы заимствования на внутреннем рынке, но это в экстренном случае.
Также может быть использован такой инструмент как изменение курсовой политики. Серьезное ослабление рубля может значительно увеличить валютные резервы и внебюджетные фонды, что позволит изыскать еще дополнительные средства для покрытия дефицита и поддержки российских компаний.
В предвыборный год серьезных проблем именно на федеральном уровне с бюджетными расходами не предвидится. Могут возникнуть проблемы в регионах, но они будут купированы за счет трансфертов федерального бюджета.
Я думаю, что ситуация относительно благоприятна и по экономическому росту, и по уровню жизни населения, и по производительности труда, и по безработице, которая относительно невысока. Конечно, есть проблемы.
Бюджетный дефицит достаточно существенный, в связи с пожарами сейчас усилилась инфляция. Но, в принципе, страна вышла из кризиса.
В других странах есть ситуации более благоприятные, есть менее благоприятные. Мне кажется, что Россия в числе немногих стран, где ситуация стабилизировалось. На фоне кризиса в южной Европе, на фоне некоторых других стран, ситуация в России выглядит вполне благополучно.
Думаю, что социальная направленность бюджета сохранится. При том, что социальные расходы в 2011 году несколько сократятся, социальная направленность бюджета несомненно сохранится. И курс на модернизацию, который провозглашен, и антикризисное регулирование, которое проводилось, в нашей стране, в отличие от многих других стран, не предусматривали сокращение социальных расходов. Все социальные программы в отношении практически всех незащищённых слоёв либо
остались в прежних масштабах, либо были значительно расширены. Я думаю, что в 2011 году, несмотря на некоторое сокращение социальных расходов, все основные социальные обязательства государства будут исполняться.
Я хотел бы сравнить ситуацию с прохождением этого кризиса с тем, что происходило в 98-ом году. Надо сказать, что Россия тогда противостояла кризису в каком-то смысле в одиночку, потому что такого всеобъемлющего мирового кризиса, как сейчас, не было. Надо сказать, что события кризиса 98-го года привели к феноменальным экономическим, политическим и общественным социальным потрясениям.
В этот раз такого совершенно не было. Я думаю, что основной причиной этого являлось то, что в предыдущие годы, которые было принято называть <<тучными>>, смогли сделать большой финансовый запас. И феноменальная политическая воля требовалась для того, чтобы эти деньги не растратить сразу. Вспомните, какие удивительные лоббистские силы были направлены на то, чтобы Стабилизационный фонд немедленно потратить на то и на это... Потребовалась огромная политическая воля, чтобы эти деньги тогда не растратить.
Сейчас видно, что без этих денег мы бы не смогли пройти этот кризис. Конечно, были потрясения, но они не идут в сравнение с тем, что могло было бы быть. Если бы этих денег не было, мы бы не смогли добиться такого результата. То, что у нас были деньги - это очень серьёзное достижение, причём достижение в первую очередь политическое.
Можно говорить о недостатках и достоинствах системы управления, но,как бы то ни было, сейчас большое количество довольно хорошо сработавших механизмов были достаточно быстро выстроены и запущены. Далеко не всё, что пытались сделать, сработало, но, тем не менее, то, что сработало, сработало достаточно хорошо, и тем самым у системы был достаточный запас прочности.
На мой взгляд, были очень удачные проекты, связанные с занятостью, в том числе по отношению к достаточно хорошо образованным слоям населения, которые в первую очередь пострадали. Было очень много проектов, связанных с поддержкой банковской системы в первые стадии кризиса. Повторяю, не все они были удачными, но в целом тогда это позволило банкам выстоять. Если бы тогда произошёл серьёзный банковский кризис, на мой взгляд, экономика имела бы реальные шансы Есть серьёзные основания говорить о том, что мы прошли кризис с намного меньшими потерями и потрясениями, чем могли бы.
Было ли сделано всё идеально? Очевидно, нет. Когда решаются столь глобальные проблемы, то всегда не все инструменты будут выбраны эффективно. Тем не менее, общий результат, на мой взгляд, вполне неплохой. В данном случае можно поставить тем людям, которые были ответственны за преодоление этого кризиса, вполне удовлетворительную отметку.
Вообще я являюсь сторонником недефицитного бюджета. В этом смысле профицитные бюджеты предшествующих кризису лет меня очень радовали.Конечно, мы не можем себе позволить тратить больше, чем мы зарабатываем. Нам прекрасно это известно по отношению к семьям, но почему-то люди забывают об этом, когда речь идёт о государственном бюджете.
Что касается социальных обязательств... К сожалению, это в значительной степени наследие многих десятков лет социалистического, коммунистического пути развития. Во-первых, у нас очень много людей, которые не имеют серьёзной базы для собственного труда. Во-вторых, у нас очень сильны патерналистские настроения. Это большая проблема. Люди считают, что государство должно их содержать, им помогать и т.д.
Для значительной части людей это действительно так: люди, находящиеся на пенсии, тяжело больные или имеющие какие-то другие проблемы.Конечно, они подлежат государственной защите. Но, к сожалению, огромное количество людей, находящихся не только в трудоспособном возрасте, но и в тех местах, где несложно найти хорошую работу,по-прежнему считают возможным жить за государственный счёт, то есть за счёт тех людей, которые работают, потому что бюджет - это налоги тех людей, которые работают и зарабатывают.
Конечно, это огромная проблема, и проблема не только экономическая, а в большей степени социокультурная. Я думаю, что большой задачей для политической, общественной деятельности является преодоление этих патерналистских настроений в обществе.
Сегодня мы рассматриваем антикризисный отчет правительства. Вы знаете, что кризис уже приближается к завершению, поэтому для нас очень важны цифры, которые прозвучат в отчете. Выходя из кризиса, российская экономика начинает развиваться по новому сценарию, по инновационному типу развития. Мы видим, какие события сегодня происходят в Европе, там идут постоянные народные волнения, связанные с тем, что государство перекладывает проблемы кризиса на трудящихся, на население, снижает зарплаты, пенсии, повышает пенсионный возраст. В России мы видим принципиально другие тенденции. Рост реальных доходов населения по итогам первого полугодия в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 6%. Безработица в России ниже, чем в Германии, Франции, в Англии, США. Рост промышленного производства фактически достигает 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Идет быстрое восстановление российской экономики.
Так что сегодня главные усилия нужно сосредотачивать на переходном периоде, нужно резко активизировать работу по увеличению финансирования российской науки за счет новых принципов. В этом смысле проект «Сколково» является для нас определяющим. Надо готовить российскую промышленность к переходу на постиндустриальный тип, чтобы это была промышленность коротких циклов на базе технологий. Для этого нужно готовить изменения всей экономической среды в стране. Делать это постепенно. Может быть, начать с тольяттинского проекта, как предлагал председатель правительства. Но надо активизировать такого рода работу. Мы понимаем, что теперь точно будущее России в наших руках и надо активизировать работу правительства в этой части.