Ратификация Советом Федерации договоров между РФ, Абхазией и Ю.Осетией
В последнее время со стороны международных партнеров активизировалось давление на Россию. Некоторым западным странам не нравится возросшая активность стран БРИК, в том числе и нашей страны. Еще в первые дни кавказского кризиса Москву пытались "продавить" и заставить российские элиты пожертвовать стратегическими интересами в угоду хорошим отношениям. Российские власти чётко показали, что их позиция по Кавказу не является предметом для торга. И в подкрепление этого запустили процесс признания Южной Осетии и Абхазии, который неумолимо движется, несмотря на возню некоторых сил извне и призывы адептов этих сил внутри страны "прекратить портить отношения с Западом". В этом и смысл ратификации договоров с закавказскими республиками 12 ноября. Никакой новой символической нагрузки по сравнению с уже сделанным это событие не несет, зато демонстрирует, что отношения России с Южной Осетией и Абхазией будут разиваться "по расписанию", без сбоев и без оглядки на критику со стороны Запада.
Сегодня рассмотрение бюджетной стратегии 2023 года является не очень перспективным занятием по двум причинам. Во-первых, в России разгорается полноценный экономический кризис и то, какой из него выйдет Россия, не вполне ясно. По выходу из кризиса придётся выстраивать новую налоговую и таможенную стратегию, так как показатели основных источников пополнения бюджета в значительной степени изменятся. Во-вторых, не вполне понятны идеологические основания бюджетной стратегии. «Основные направления экономического и социального развития России до 2020 года» радикально расходятся с бюджетной стратегией. «Основные направления» ориентированы на инновационное развитие, а бюджетная стратегия выстроена очень консервативно. Такое впечатление, что Кудрин ни в малейшей степени не верит в инновационное развитие России. Всё-таки необходимо, чтобы эти две лошади - бюджет и экономика - находились хотя бы в одной упряжке, как-то координировались между собой.
Но в любом случае надо сначала определиться, как выходить из кризиса - потому что велика вероятность утраты многих структурных завоеваний России и усиления сырьевой зависимости. Если не будет инновационного развития, в условиях сниженных цен на сырьё (снижение цен не катастрофическое, но уже сейчас ощутимое) это приведёт к пересмотру и темпов роста, и социально-экономических возможностей страны.
Ратификация Договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи завершит формальную процедуру установления союзнических отношений между Россией, с одной стороны, и Абхазией и Южной Осетией, с другой. Одновременно это событие даст старт к началу структурирования партнерства между государствами в оборонной сфере. Наиболее вероятно, что оно также получит правовое закрепление в форме двусторонних договоров о военном сотрудничестве. Обеспечение безопасности новых независимых республик – важное условие для сохранения конструктивного вектора урегулирования закавказской проблемы на фоне усиления военного присутствия Тбилиси вблизи абхазских и югоосетинских границ.
Делая шаг к структурированию непрерывного партнерского диалога с Цхинвалом и Сухуми, Москва демонстрирует международному сообществу свою твердость в намерении идти по выбранному ей сценарию урегулирования конфликта вокруг Грузии до конца. Тем самым Евросоюз и ОБСЕ лишаются возможности для широкого маневра в ходе намеченного на 18 ноября второго раунда международных консультаций по грузинскому вопросу. Им остается или поддерживать позицию Тбилиси, что чревато новым витком охлаждения отношений с Москвой (что не выгодно председательствующей в ЕС Франции), или пойти на поиск компромисса со всеми вовлеченными в решение проблемы сторонами, что может подразумевать начало политического диалога с Абхазией и Южной Осетией.