Президент поблагодарил партии
Президент РФ Дмитрий Медведев выразил надежду на то, что предстоящие выборы в Госдуму будут открытыми, честными и справедливыми.
«Надеюсь, что избирательная кампания будет открытой, честной, а выборы будут абсолютно справедливыми», - сказал Медведев на встрече с лидерами парламентских партий.
Он добавил, что, если удастся достичь такого результата, у нас будет современный ответственный парламент, способный решать огромное количество задач, стоящих перед нашей страной.
В начале встречи глава государства, отметив, что в России сегодня день траура в связи с произошедшей трагедией на Волге, предложил участникам почтить память погибших минутой молчания.
В ходе встречи президент отметил, что прошедший политический сезон был весьма продуктивным.
«Политический сезон был весьма и весьма продуктивным. Хотел бы вас поблагодарить за активную работу», - сказал Медведев.
Он подчеркнул, что были приняты важнейшие законы, в том числе касающиеся реформирования МВД, законодательства в области коррупции, а также были поддержаны президентские инициативы, направленные на совершенствование уголовного законодательства.
Глава государства также отметил, что были предприняты шаги по совершенствованию политической системы, однако добавил, что она по-прежнему требует изменений.
«По моему мнению, наша политическая система требует дальнейшего совершенствования. Я думаю, здесь вы меня в этом плане все поддерживаете. Она не бывает застывшей, тем более что после такой фазы покоя она сейчас пришла в определенное движение. Я считаю, это неплохо», - отметил Медведев.
Президент подчеркнул, что основные направления совершенствования системы он озвучил в ходе Петербургского экономического форума. Основной политической задачей Медведев назвал необходимость децентрализации управления.
«У нас сверхцентрализованная страна», - сказал президент, подчеркнув, что «только федеральных структур в территориях находится порядка тысячи штук, и каждая из них ищет себе работу».
Он добавил, что нуждается в корректировке и структура межбюджетных отношений, подчеркнув, что муниципалитеты не имеют значительных доходов, и предложил лидерам парламентских партий представить на этот счет свои предложения, передает «Интерфакс».
«Очевидно, что значительная часть экономических и социальных задач должна решаться не в Москве, не в Кремле, не в парламенте и не в правительстве даже, а в территориях», - сказал Медведев.
Президент также заявил, что не намерен ограничиваться изменениями в избирательном законодательстве, предусматривающими снижение проходного барьера на выборах депутатов Госдумы до пяти процентов.
«В конце июня я внес по завершении политического сезона законопроект в Госдуму о снижении избирательного барьера на будущих выборах до 5%. Эта инициатива была поддержана», - заявил Медведев.
Он подчеркнул, что единодушная поддержка этой инициативы свидетельствует о том, что «эти изменения назрели».
«Хотел бы вам сказать, что, по всей вероятности, мои предложения в этой сфере этим не ограничатся», - добавил президент.
Как писали «Актуальные комментарии», в начале июля Госдума единогласно приняла в первом чтении внесенный президентом Дмитрием Медведевым законопроект о снижении проходного барьера на федеральных парламентских выборах.
Законопроектом предлагается снизить этот барьер с 7 до 5%. Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2013 года. Таким образом, он может быть впервые применен на выборах в Госдуму, которые состоятся в конце 2016 года.
Подобные встречи президента с лидерами парламентских фракций очень значимы. Прежде всего, нужно учитывать особый формат общения президента с лидерами парламентских фракций. На таких встречах могут подниматься вопросы, которые, так сказать, либо не публичны, либо весьма специфичны для публичного формата.
Кроме того чрезвычайно важно, что обсуждаются конкретные законопроекты и инициативы. В данном случае речь шла об усилении политической конкуренции и расширении нашего политического поля. Таким образом, придается некий драйв развитию политической системы.
Ни для кого не секрет, что российской политической системе, в силу своей сформированности и некоторых инерционных тенденций, необходимо больше динамизма.
Как раз этим и занимается Медведев. Я думаю, что, действительно, после сегодняшней встречи, после возвращения к 5-процентному барьеру, после тех заявлений, которые сделал Медведев на Петербургском экономическом форуме, абсолютно понятно, что вектор демократических изменений в политической системе обозначен. Основные направления - децентрализация, усиление полномочий муниципалитетов и вообще регионального и местного уровня власти.
Я думаю что эта ремарка, которую президент бросил о межбюджетных отношениях, была совершенно не случайна. Полагаю, нас ждет переход к более регионально-ориентированной бюджетной модели, что, в общем-то, весьма востребовано.
Те колоссальные ресурсы, которые сегодня консолидируются в налоговой системе, должны распределяться в большей степени на местах, так как нынешняя схема распределения приводит и к непониманию специфики, и к коррупции, и к нецелевому расходованию средств. Конечно, на местах лучше понимают, как, скажем, починить прохудившуюся трубу или дорогу.
Если вспомнить земства XIX века, которые работали неплохо, то они как раз и занимались консолидацией ресурсов на местах, обустройством быта. Сейчас нужна некая новая модель. Наверху сформировались институты и, так сказать, правила игры. Это нужно распространить вниз. И инновации, о которых говорит Медведев, означают и развитие политических и правовых институтов на местах, и повышение правовой культуры населения, и, наконец, модернизацию межбюджетных отношений, в соответствии с которой деньги пойдут на конкретные нужды в конкретные регионы, села и городские районы.
Несмотря на несколько ритуальный характер встреч президента с лидерами парламентских партий все-таки можно выделить две основные функции. Во-первых, это канал прямой и обратной связи лидеров парламентских партий с главой государства, Он отвечает за политическое планирование, за совершенствование политсистемы. Конечно, лидеры парламентский партий могут делать заявления и посредством СМИ, но все-таки личностный канал связи, разговор тет-а-тет - более надежен. Да и продуктивен тоже. Не всегда какие-то проблемы можно обозначать в публичной форме.
Во-вторых, подобные встречи - свидетельство консенсуса по базовым ценностям российских политиков. По большому счету, встречаясь друг с другом в присутствии президента, лидеры партии подчеркивают, что есть понимания по самым важным вопросам. Да, у каждой партии есть собственная программа, каждый лидер критикуют оппонентов и не против их ослабить, но, тем не менее, есть некоторые базовые установки, по поводу которых и с оппонентами и президентской верхней властью существует консенсус. То есть, они подчеркивают, что в целом существующая политсистема, ее основные принципиальные моменты их устраивают, и соответственно, таким образом они берут на себя часть ответственности за происходящее.
Подобные встречи являются важной частью работы государства. В этом смысле такой диалог - весьма эффективный и достаточно давно апробированный механизм. Он использовался практически всеми руководителями Российской Федерации. На самом деле, это хорошая и эффективная практика, когда глава государства собирается с лидерами крупнейших парламентских фракций, и они обсуждают общие и насущные проблемы.
В данном случае, на повестке дня были вопросы развития политической системы. Полагаю, что будет продолжена линия по расширению спектра политических партий, которые представлены в парламенте. С этой точки зрения, законодательство, которое сейчас имеет достаточно жесткие ограничения по проходному барьеру в Госдуму, и механизмы регистрации партий будут смягчаться.
Таким образом, в парламенте будут представлены больше точек зрения, больше политических сил, нежели сейчас.
Второе важное направление – это расширение прав регионов. Именно поэтому президент Медведев говорил о совершенствовании межбюджетных отношений.
Понятно, что на сегодняшний день система взаимоотношения федерального центра и регионов достаточно централизована и фактически оставляет регионам недостаточное количество ресурсов для дальнейшего развития. Понятно, что в этом направлении будут изменения, и регионам будет предоставлено больше прав и возможностей.
Эти изменения и децентрализация не несут никакой опасности, о которой иногда говорят скептики. Сепаратистские настроения в девяностых годах носили конкретный исторический характер и были связаны с особенностями развития страны. Тот сепаратизм, который фактически разрушал страну в конце девяностых и начале нулевых годов, был успешно преодолен.
На сегодняшний день Россия находится на принципиально ином уровне экономического, социального и политического развития. И именно эти изменения, которые переживает страна в последние годы, требуют децентрализации и большей самостоятельности регионов. И на данном этапе, с учетом предыдущего опыта, нам надо аккуратно, не забегая вперед, двигаться дальше.