Поколение инноваторов
политологЛеонид ПоляковМолодежный инновационный форум «Россия, вперед!», совмещенный с открытым заседанием Комиссии по модернизации и технологическому развитию России под председательством Дмитрия Медведева, оправдал ожидания. Все выступавшие говорили толково, все сказанное было важно и интересно. Время - летело. Медведеву как модератору работалось явно с удовольствием.
Под конец - награды нашли своих героев. Оказалось, что есть среди нас замечательные инноваторы, способные придумывать и даже капитализировать свои придумки.
Но форум выявил и немало серьезных проблем, стоящих на пути модернизации экономики и наращивания инновационного технологического потенциала страны. Одна из ключевых - «дефицит внутренних компетенций». Так один из участников элегантно обозначил проблему все нарастающего разрыва между поколениями в науке и особенно в инженерно-технологическом ее секторе.
Выяснилось, что не то что в массовом масштабе, но даже для точечных инновационно-технологических площадок (в регионах - особенно!) не хватает квалифицированных кадров. Что карьера ученого и инженера совершенно не престижна в студенческой среде. Что в остром дефиците у нас «венчурные капиталисты», т.е. профессионалы инвестирования в практически всегда рискованные и не гарантированные инновационные проекты.
Усугубляет ситуацию нарастающая «утечка мозгов». Все мало-мальски талантливое из молодой поросли - да и средне-старшего возраста тоже - ищет места для самореализации за пределами Отечества. А как заверил президент, «железный занавес мы опускать не будем». Обратить этот тренд вспять может только одно - радикальное улучшение условий труда (в разы увеличения зарплаты не в последнюю очередь!), и быта наших талантов в собственной стране.
Прозвучало пожелание начать широкую пропаганду и популяризацию профессий ученого и инженера. На телевидении - Медведев сказал, что подумает о создании федерального научного канала на ВГТРК, и - будете смеяться - с помощью комиксов. Тут Медведев усомнился в возможности размещать комиксы в своем блоге, но саму идею не отмел.
Однако наиболее эффективный способ пропаганды и популяризации науки и инженерного искусства предложил один из победителей конкурса «Учитель года 2010» - учитель математики московской школы № 1060 Михаил Случ. Нужно, чтобы в школы в качестве преподавателей пошли действующие ученые и инженеры. Чтобы была радикально модернизирована образовательная среда - учебное и информационно-коммуникационное оборудование. И чтобы в школе установился режим свободы, без которого ученые и инженеры не смогут производить свой главный «продукт» - мотивированных на научное и инженерное творчество учеников.
И нужно признать: учитель попал в десятку. В средне-долгосрочном плане судьба всей экономической модернизации и научно-технологических инноваций находится именно в руках школьного учителя. И это не должно удивлять!
«Железный канцлер» Бисмарк, создавший Германию, без всякого преувеличения утверждал: «Битву при Садовой выиграл прусский учитель». Недавно процитированный Медведевым Уинстон Черчилль говорил, что о той власти, которой обладает школьный учитель, премьер-министр может только мечтать. И в сегодняшней России учитель - абсолютно центральная фигура. И для настоящего, и для будущего.
Предложение Михаила Случа, способное решить проблему инновационных мотиваций нынешних школьников, указывает одновременно и на оборотную сторону медали. А именно - на трагически-бесперспективную ситуацию с нашими педагогическими вузами. Известно, что сейчас туда идут те, кто не попал в любые другие вузы. Педагогами становятся по «остаточному принципу». И если даже для предметов естественно-технического цикла требуется фактически полная смена учительского контингента, то, что же говорить о предметах социо-гуманитарных?! А ведь именно тут - мощное подспорье для развития творческого потенциала и креативной интуиции наших детей. А что в реале? Муштра под сдачу ЕГЭ…
Это все на заседании Комиссии пока что не обсуждалось. Но если мы действительно хотим получить поколение инноваторов, а не потерянное поколение, пора начинать хотя бы общественные дебаты. Ведь становится все яснее: камнем преткновения модернизации страны является именно школа. Именно она либо даст России новый старт, либо выпустит в жизнь уже последнее «generation П…..», после которого и в самом деле - «хоть потоп».
Вы, наверное, спросите: «Неужели все так серьезно?» Отвечу: серьезнее не бывает.
Леонид Поляков