По-человечески
политологЛеонид ПоляковПохоже, в этом году президентское Послание Федеральному Собранию РФ на самом деле окажется посланием нации нашим парламентариям. Потому что статья Дмитрия Медведева «Россия, вперед!» оказалась своеобразным «драфтом», по поводу которого в принципе может высказаться каждый. В том числе и члены Общественной палаты РФ, с которыми вчера встречался помощник президента, первый замруководителя президентской администрации Владислав Сурков.
Во всех комментариях «по горячим следам» отмечен главный посыл Суркова: он призывает отнестись крайне серьезно к двум ключевым понятиям президентской статьи. А именно, к «модернизации» и «эволюции».
В чем смысл данной понятийной связки? А в том, что именно в ней можно увидеть и основную проблему, и принципиальное решение модернизации России. Вроде бы тут все просто: модернизировать - это заменить все наше «старое» - в экономике, в социальном обеспечении, в политике - на какое-нибудь «новое». Из нашего не-модерна, сделать «Модерн». Если уж не «шик-модерн».
Скажем, вместо «Жигулей» давайте делать «Опели» и «Нисаны». Нашу пенсионную систему заменим, ну, например, французской. А нашу систему политическую - положим, американской. Наконец-то все у нас будет «как у людей». И - заживем!
Странно, однако, что столь простой рецепт мгновенного и всеобщего счастья нам никак не удается воплотить в жизнь. Что-то постоянно тут мешает. И, если присмотреться внимательно, то окажется, что мешает нам не кто-нибудь, а в первую очередь и главным образом - мы сами!
Секрет нашей «отсталости» и тайна неудачи всех предыдущих «модернизаций» (а будь они удачными, мы бы сегодня жили в совсем другой стране) именно в том, что до сих пор в нашем обществе не состоялся «современный» человеческий тип. То есть человек, не выживающий, а производящий, для которого инновации есть естественный образ жизни. И который не обменивает риск свободы на гарантированную «хозяйскую пайку», а рискует этой «пайкой» ради освобождения себя и других от жизни в нужде.
Вместо всего этого у нас - правовой нигилизм как тотальное взаимное непризнание права за другим, коррупция - бесконечная изобретательность в антисоциальных инновациях, направленных на хищение общественных средств. Наконец - патернализм как всеобщее ожидание раздачи халявной «каши» из общественного «котла». И это - в богатейшей (по природным ресурсам) стране мира!
Впрочем, взятое в скобки как раз и составляет наше действительное «проклятие». Точнее - именно в природных ресурсах, в метало-газово-нефтяной и прочей «халяве» заключено главное препятствие для нашей сегодня уже явно последней попытки модернизации.
Дело не в том, что ресурсно-сырьевая, а не диверсифицированная экономика - это плохо. Вон норвежцы с теми же ресурсами вполне модернизированная нация. Беда в том, что основной достаток, идущий «от земли», неизбежно отбрасывает нашу элиту, а за ней и все общество - в до-модерновую архаику крестьянского общинного быта. С его горизонтом простого «выживания», с его фанатичной верой в нерушимость «устоев», с его представлении о справедливости как о перманентном «черном переделе» общей (то есть - ничьей) земли.
А выход из этого бесконечного цикла - слом «устоев», революция. Всякая попытка новизны, то есть модернизация неизбежно оказывается разрушением. И, разумеется, беспощадным уничтожением всяческой «контры». Беда, однако, в том, что и бунтари-революционеры в своем тотальном разрушении воспроизводят все те же архаичные психоповеденческие архетипы.
Троцкий проповедовал «перманентную революцию», а Сталин - «перманентные чистки». И оба воспроизводили общинный стереотип вечного земельного «передела». И немудрено: в погоне за коммунизмом как обществом «всеобщего потребления» революционеры ничего иного придумать не могли, кроме как все тот же «перебор людишек». В реальности строя общество «всеобщего истребления».
Нынешняя ситуация оказывается своего рода пародией на большевистскую революционную модернизацию общинной России. Взращенная на «подземно-наземном» богатстве постсоветская элита занята рейдерством как современной формой общинного земельного передела. А наши «несогласные»-революционеры требуют постоянного передела власти в свою пользу не на основании реальной поддержки электората, а по принципу общинных представлений о «справедливости». Для них «демократия» - это когда власть должна постоянно меняться.
Вот понимание этого, то есть того, что ключ к успеху модернизации - в человеке, и пронизывает, по мысли Суркова, всю медведевскую статью. А отсюда и акцент на «некровожадной идеологии», на той совершенно странной (для многих!) мысли, что модернизация без кавычек возможна только эволюционно. Иными словами - по-человечески.