Отказаться от Джексона-Вэника
Палата представителей конгресса США отменила поправку Джексона-Вэника. Однако взамен конгрессмены приняли так называемый «список Магнитского».
Голосование в сенате может состояться до конца ноября, а Обама может одобрить законопроект еще до конца года.
Ранее уже отмечалось, что поправку Джексона-Вэника, которая мешает торговым отношениям между Россией и США, отменят после выборов в США.
Поправка Джексона-Вэника введена к Закону о торговле США в 1974 году. Она вводит ограничение торговли со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими другие права человека. Поправка была предложена конгрессменами Генри Джексоном и Чарльзом Вэником в отношении Советского Союза. Однако, когда СССР рухнул, поправку не отменили. Хотя с 1989 года США ежегодно продлевают мораторий на действие поправки в отношении России, все же факт остается фактом - поправка как была, так и есть.
В августе Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), и вопрос об отмене поправки Джексона-Вэника снова вышел на повестку дня. Дело в том, что зафиксированные ВТО нормы торговли не могут быть применены к торговле между РФ и США именно из-за поправки Джексона-Вэника. То есть с нормами ВТО эта поправка несовместима.
Поэтому не случайно еще на саммите «двадцатки» в Лос-Кабосе в июне текущего года президент США Барак Обама заверил своего российского коллегу Владимира Путина в том, что отмена поправки Джексона-Вэника является одним из приоритетов администрации США.
«Наш товарооборот находится на более низком уровне, чем мог бы быть», - сказал тогда Обама.
Еще раньше, в марте президент Обама торопил Конгресс с отменой поправки, аргументируя это тем, что со вступлением России во Всемирную торговую организацию пострадать от действия поправки Джексона-Вэника могут американские компании. .
Однако российские эксперты изначально высказывали предположение, что США заменят поправку Джексона-Вэника другими мерами. Такое мнение, в частности, «Актуальным комментариям» высказал заведующий кафедрой, профессор МГУ им. Ломоносова Андрей Хазин.
«Вместе с отменой поправки Джексона-Вэника (а она будет отменена в самое ближайшее время), полагаю, будут приняты какие-то дискриминирующие - в большей степени политические, чем экономические - меры в отношении России», - предположил Хазин в беседе с «Актуальными комментариями».
По его мнению, говорить о безоблачных отношениях - как политических, так и экономических – между Россией и США пока рано.
Эксперт Фонда развития гражданского общества Максим Минаев также отметил, что США не снимут все ограничения. В беседе с «Актуальными комментариями» он предположил, что поправка Джексона-Вэника не будет отменена в одностороннем порядке, а, скорее всего, её отмена будет привязана к принятию «закона Магнитского». «Ожидать того, что американцы примут долгожданное решение об отмене поправки без каких-либо дополнительных действий, не приходится», - заключил Максим Минаев.
Американский конгрессмен Брэди, как сообщают СМИ, подтвердил, что большинство конгрессменов считают, что взамен отмененной поправки Джексона-Вэника необходим другой «законодательный механизм, обеспечивающий соблюдение прав человека в России».
Напомним, сотрудник фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский, обвиняемый в совершении ряда экономических преступлений, скончался в следственном изоляторе в ноябре 2009 года. Это вызвало большой резонанс в России и на Западе.
В результате американский сенатор Бенджамин Кардин подготовил законопроект о санкциях против чиновников, которые, по его мнению, несут ответственность за смерть юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магницкого. В частности, предлагается запретить въезд в США целому ряду российских официальных лиц, якобы причастных к смерти Магнитского. Также предлагается заморозить их американские банковские счета.
В Москве ответили категорическим отказом на предложение американских сенаторов, больше похожее на ультиматум. Россия не приемлет замену поправки Джексона-Вэника другим законодательным актом, заявил тогда помощник президента РФ Аркадий Дворкович.
Так называемый «список Магнитского» серьезно на российско-американских отношениях не отразится. Этот список вводится не администрацией Обамы, который победил на выборах, а республиканским конгрессом. Речь идет фактически о действиях оппозиции Обамы. Феномен разделения властей в Америке играет такую роль, что палата представителей имеет возможность проводить собственную политику, в том числе и внешнюю, независимо от мнения исполнительной власти.
Решение конгресса не может повлиять на российско-американские отношения. Хотя для нас «список Магнитского» не приемлем. В этом смысле не исключены ответные усилия нашей администрации – создание аналогичного списка, например.
Практически всегда, когда США возглавляет демократический президент, который проводит ту или иную политику в отношении России, если палата представителей в руках у республиканцев, принимаются негативнее решения. Так было при Клинтоне. Так и сейчас.
Однако, повторюсь, «список Магнитского» вряд ли сыграет серьезную роль в наших отношениях. Если и наступит кризис, он будет не из-за этого списка, а в связи с ситуацией на Ближнем Востоке. Администрация Обамы пока не имеет четкой программы, как вести себя в этом регионе. Здесь узел очень тонкий.
Что касается поправки Джексона-Вэника, то она и сейчас практически не действует. Каждый год ее действие по просьбе администрации приостанавливается. Она существует как неприятный символ, но существенной роли в торговых отношениях между США и Россией не имеет.
Американские бизнес-круги, конечно, заинтересованы в активизации отношений с Россией. Но ожидать бурного расцвета наших торговых отношений после отмены поправки наивно. Все будет идти по нарастающей, но не столь активно, как хотелось бы.
Принятие «списка Магнитского» вместо поправки Джексона-Вэника носит недружественный характер со стороны США по отношению к Москве. Особенно если учитывать, что за ней стоят содержательные моменты: потенциально возможно замораживание финансовых активов, запрет на въезд российским чиновникам в США.
В существующей редакции в «список Магнитского» входят не только те, кто потенциально причастен к этому делу, но все, кто, по мнению американцев, причастен к притеснению прав и свобод.
Когда только предполагалась отмена поправки Джексона-Вэника, я прогнозировал, что это будет сопровождаться принятием другого документа, ущемляющего с политической точки зрения интересы России. Так и происходит. И обусловлено это общей логикой существующих отношений.
Поправка Джексона-Вэника работает не только против России и наших хозяйствующих субъектов, но и против американских игроков. Отмена этой поправки обусловлена, в первую очередь, интересами американских компаний. При этом очевидно, что она несет важную политическую функцию.