Назарбаев станет Ел басы
Парламент Казахстана 14 января на совместном заседании палат - мажилиса и сената - принял закон «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан».
Соответствующий вопрос был рассмотрен в мажилисе и сенате. Сенаторы единогласно проголосовали за данное обращение, а также одобрили текст предлагаемого изменения в Конституцию страны
В парламенте Казахстана большинство принадлежит президентской провластной партии «Нуратан», поэтому данное решение не вызывает какого-то серьезного удивления. Кроме того, подобного рода шаги, действия и установки типичны для республик Центральной Азии. Здесь можно сказать и об Узбекистане тоже. И, например, еще об Азербайджане, который территориально к региону не относится, но тем ни менее там президент имеет возможность избираться неограниченное число раз. Таким образом, решение парламента в общем-то отражает тенденцию, которая сейчас складывается на постсоветском пространстве, в частности на его южных рубежах, - тенденцию по укреплению вертикали власти.
Что касается непосредственно Центральной Азии и Казахстана, то нужно посмотреть, каким образом парламентарии пришли к этому решению. Сначала Назарбаев высказался против такой поправки. На мой взгляд, это связано не только с правовыми особенностями в республике, но и с тем, что Казахстан в 2010 году был председателем в организации ОБСЕ. Соответственно, особое, повышенное внимание было привлечено не только к председательству Казахстана, но и к внутренним процессам в этой республике. Поэтому, пока год не закончился, для Назарбаева это было не слишком выгодно и целесообразно. Сейчас ситуация развивается в ином контексте. Казахстан уже отработал положенный ему срок на посту председателя, и поэтому было принято такое решение.
В целом, я не думаю, что это серьезно отразится на отношениях Казахстана с республиками СНГ и в том числе со странами Европы, потому что Казахстан, помимо того, что это центрально-азиатская республика, обладает большими запасами нефти и газа. Какая бы здесь ситуация не была, все-таки отношения с Казахстаном были, есть и будут, более того - они будут развиваться еще более активно. Сейчас проходит турне председателя Еврокомиссии Барроза по Центральной Азии. Во время этого турне он, в том числе, ставил перед собой задачу лоббировать строительство проекта «Набукко». То есть мы видим, что вне контекста политических преобразований и изменений газовые вопросы остаются приоритетными по отношению к республикам Центральной Азии.
Поэтому каких-то серьезных последствий данное решение парламента иметь не будет. За этим решением ещё должна быть подпись президента, поэтому посмотрим, как будут развиваться события, как Назарбаев, будучи главой государства, примет решение депутатов. |
Я считаю, что это негативно скажется на развитии политической системы Казахстана. С одной стороны, очевидно, что сегодня нет альтернативной Назарбаеву фигуры, которая бы обеспечивала внутриклановый баланс внутри страны и геополитический баланс за ее пределами. С другой стороны, откуда эта фигура возьмется при отсутствии реальной политической конкуренции?
Конечно, хочется пожелать Нурсултану Назарбаеву долгих лет жизни, тем более что он действительно очень многое сделал для Казахстана. Но, как известно, беда в том, что человек не только смертен, но смертен внезапно.
В общем-то, очень серьезная проблема для Казахстана, как и для любого другого персоналистского политического режима, - что очень многое зависит от одного человека. И если вдруг, не дай бог, что-то случится, то возникает вопрос: а какие есть механизмы удержания ситуации в условиях крайне значительного фактора одной фигуры, которая выполняет роль стабилизатора страны? |
В политическую систему Казахстана это решение вписывается идеально. В Казахстане действует система, которая вся построена так, что она предусматривает одного лидера, причем конкретного человека, который, конечно, уже не молод и очень давно на своем посту, но уходить не собирается. Поэтому ему потребовался механизм для того, чтобы это своё пребывание у власти оформить.
То, что предшествовало этому решению – то есть возражения Назарбаева, потом преодоление его вето парламентом – я думаю, это лишь политическая игра. На самом деле все это инициируется собственно администрацией президента и им самим с целью легитимировать это пребывание у власти на максимально возможный срок.
Мы, конечно, желаем долгих лет президенту Казахстана, но, по сути, если речь идет о продлении его полномочий до 2020-го года, то это почти пожизненно. Ещё 10 лет – это очень долго.
Я думаю, что никаких изменений это не обещает. Изменения были бы, если бы обсуждался вопрос о преемнике или о смене, а здесь речь идет о том, чтобы окончательно зафиксировать нынешнюю ситуацию.
Другое дело, что можно принять решение, можно провести референдум, но реальное развитие событий бывает всяким, и нельзя исключить, что в течении этих 10 лет что-то произойдет, политическое, внутри Казахстана или вокруг, что сомнёт эти планы. Современный мир крайне непредсказуем и турбулентен. Но это уже будет вне контроля казахстанского руководства.
Я думаю, что на сегодняшний день это решение будет благополучно проведено, референдум даст тот результат, который ожидается, и Назарбаев спокойно продлит свои полномочия.
Примечательно, что решение о продлении полномочий Назарбаева принято именно сейчас. Казахстан в течение года находился во главе ОБСЕ – организации, которая теоретически стоит на страже демократических механизмов. И были споры относительно того, соответствует ли Казахстан высоким критериям. В итоге пришли к выводу, что соответствует. Казахстан вполне успешно был председателем год. Председательство прошло, следующее теперь будет очень не скоро и поэтому теперь можно не обращать внимания на всякие демократические процедуры.