Москва и Бишкек сближают позиции
Состоялся официальный визит президента России Владимира Путина в Киргизию. Москва и Бишкек подписали ряд соглашений, многие из которых, по мнению экспертов, имеют глобальное значение.
Так, было подписано киргизско-российское соглашение о строительстве Камбаратинской ГЭС.
Целью соглашения о строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1 является определение условий сотрудничества сторон в реализации проекта с учетом необходимости строительства воздушных линий (500 кВ) от подстанции Датка (Киргизия) до подстанции Кемин (Киргизия), воздушных линий (500 кВ) от подстанции Кемин (Киргизия) до границы с Республикой Казахстан (подстанция Алма-Аты). А также воздушных линий (500 кВ), обеспечивающих экспорт электрической энергии, вырабатываемой Камбаратинской ГЭС-1, в энергосистемы сопредельных государств.
Как отмечалось в проекте документа, размещенном на сайте правительства РФ, уполномоченными организациями сторон по реализации данного соглашения являются с российской стороны - открытое акционерное общество «ИНТЕР РАО ЕЭС», а с киргизской стороны - открытое акционерное общество «Электрические станции», с равным распределением долей в уставном капитале ЗАО «Камбаратинская ГЭС-1».
Цель соглашения о строительстве и эксплуатации Верхне-Нарынского каскада ГЭС - это определение условий сотрудничества сторон в реализации проекта строительства и эксплуатации Акбулунской ГЭС, Нарынской ГЭС-1, Нарынской ГЭС-2 и Нарынской ГЭС-3 Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростанций.
Уполномоченные организации по реализации этого соглашения: от российской стороны - «РусГидро», от киргизской стороны - «Электрические станции», которые учреждают на территории Киргизии ЗАО «Верхне-Нарынские гидроэлектростанции» с равным распределением долей в уставном капитале.
Россия и Киргизия заключили соглашение, касающееся статуса и условий пребывания российской военной базы в Киргизии, а также соглашение по урегулированию двух киргизских задолженностей перед Россией на сумму почти 500 миллионов долларов США.
Как передает «Интерфакс», в присутствии президентов Путина и Атамбаева были подписаны два документа, которые касаются военного сотрудничества между Россией и Киргизией. Речь идет о соглашении между двумя странами «о статусе и условиях пребывания Объединенной российской военной базы на территории Киргизской Республики».
Также стороны подписали протокол о сотрудничестве в военной области в период предшествующий вступлению соглашения в действие.
Как ранее сообщалось, это соглашение вступит в силу в 2017 году.
Что касается вопроса об урегулировании задолженностей Киргизии, то речь идет о двух задолженностях - в размере около 190 миллионов долларов и 300 миллионов долларов.
Как сказал замглавы Минфина Сергей Сторчак, сумма в размере 190 миллионов долларов составляет долг Киргизии, «который был связан с предоставлением в 90-х годах технических кредитов». Этот долг был предоставлен в неденоминированных рублях, а впоследствии был переведен в доллары. «Этот долг полностью списывается», - пояснил Сторчак.
Что касается другой задолженности, то, по словам заместителя министра, это «кредит, который был предоставлен в 2009 году еще при Бакиеве». «До истечения льготного периода, то есть до конца 2016 года, этот долг обслуживается. Там необременительная процентная ставка», - отметил он.
В свою очередь, начиная с 2016 года, будет изменен порядок погашения долга. «В течение 10 лет один раз в год мы будем уменьшать обязанности киргизской стороны», - сказал Сторчак.
Как заявил журналистам президент Киргизии Алмазбек Атамбаев после переговоров, Киргизия считает Россию главным стратегическим партнером.
«Россия - наш главный стратегический партнер. С Россией нас связывает общая история и общая судьба. Без России у нас нет отдельного будущего, и наше будущее будет в партнерстве с великой Россией», - сказал Атамбаев.
Президент Киргизии отметил роль российского президента в разработке и продвижении межправительственных соглашений, которые подписали два государства. «Если бы не политическая воля Владимира Владимировича, многие бы не верили в это подписание, и многие до сих пор продолжают с недоверием смотреть в киргизскую сторону», - цитирует Атамбаева «Интерфакс».
Он сказал, что Киргизия и Россия в четверг в Бишкеке «наконец-то подписали несколько соглашений, которые обсуждались некоторые годами, а некоторые - десятилетиями».
Президент России Владимир Путин со своей стороны отметил, что российское военное присутствие в Киргизии является серьезным сдерживающим фактором с учетом угрозы терроризма.
При этом Путин подчеркнул, что на переговорах с Атамбаевым вопрос об американской базе не затрагивался.
«Мы ни вчера, ни сегодня этот вопрос не обсуждали, мы вообще его не упоминали. Мы говорили о российской военной базе, о том, на каких условиях она должна работать. То, что касается вообще пребывания на территории Киргизстана иностранных военных, российских, американских и каких-либо других - это исключительно прерогатива Киргизии как суверенного государства», - сказал глава государства на пресс-конференции по итогам переговоров с президентом Киргизии.
Он также отметил, что соседние с Киргизией страны не должны беспокоиться по поводу реализации проектов в области гидроэнергетики на киргизской территории.
«Мы должны учитывать озабоченность всех стран региона и должны сделать так, чтобы этих озабоченностей не было. Это возможно при условии взаимопонимания и повышения доверия», - отметил Владимир Путин.
«Осуществление этих проектов пойдет на пользу всего региона. Мы должны привлекать все заинтересованные стороны к совместной работе так, чтобы страны принимали прямое участие в этих проектах. Мы приглашаем и Казахстан, и Узбекистан», - подчеркнул глава государства.
По его словам, это касается и управления предприятиями в сфере гидроэнергетики.
«Эти проекты создавались еще в советские времена и не вызывали никаких сомнений», - напомнил Путин.
По его мнению, проекты в сфере гидроэнергетики на территории Киргизии «никакой угрозы не несут, если наладить плодотворное сотрудничество».
Отвечая на вопрос о конкретной дате начала строительства новых объектов гидроэнергетики, российский лидер сказал: «Сегодня никто не назовет конкретную дату, но можно назвать этапы реализации проекта».
«Сначала необходимо начать и завершить технико-экономическое обоснование, затем понять объемы и точки сбыта и даже заключить договора, а после этого этапа начнутся работы на площадке», - сказал Владимир Путин.
Казахстан опасается и резкого роста нестабильности в регионе за счет реализации американского проекта в Центральной Азии, и давления со стороны Китая, поэтому для Казахстана курс на сотрудничество с Россией действительно стратегический. Если более-менее нам понятна стратегия Казахстана, то Киргизия не имеет четкого курса. В Киргизии преобладает кочевая элита, которая пытается понравиться всем. Эта двойная игра киргизов имеет глубокие исторические корни. Если в глубоком прошлом какой-то хан подписал договор с Россией о вхождении, то это ровным счетом ничего не значило для киргизов. Точно так же эти ханы подписывали соглашения и с джунгарами, и с китайцами. Киргизская элита мыслит в очень узких тактических категориях, так что говорить о том, что у Киргизии есть какой-то устойчивый тренд на Россию, наверное, было бы опрометчиво. Но, с другой стороны, уровень поддержки интеграции с Российской Федерацией в Киргизии один из самых высоких вообще на постсоветском пространстве.
При этом Китай целенаправленно превращает этот регион в свою экономическую метрополию кредитами, газопроводами, трубопроводами, дорогами и т.п. И я думаю, что тут ситуация понятна. Очевидно, что Россия и Китай в этом регионе соперники, но противоречий между ними по поводу этого региона значительно меньше, чем с США, потому что американский проект «Большая Центральная Азия» включает в себя и этот регион. В связи с этим однажды ведущий аналитик по Центральной Азии Юрий Солозубов сделал, на мой взгляд, очень меткое замечание о том, что к модернизированному обществу Центральной Азии, которое прошло два этапа модернизации – сначала царскую, потом советскую, пытаются присоединить пространство, которое до сих пор живет в средневековье. Понятно, что для региона это очень высокий риск.
Что касается Таджикистана, то в его политике детерминирует высокий уровень зависимости от денежных переводов из России. Речь идет о многочисленных мигрантах, работающих в Российской Федерации. Таджикистан – рекордсмен по степени вовлеченности в российскую экономику своих граждан. Это жесткая, закрытая страна, претендующая на лидерство в регионе и, соответственно, конкурирующая с Казахстаном.
Узбеки сегодня взяли курс на сотрудничество с американцами, но я считаю, что Исламу Каримову стоило бы вспомнить Муаммара Каддафи, Хосни Мубарака и многих других восточных авторитарных правителей, которые считали, что их уступок в пользу американцев достаточно для того, чтобы сохранить свой трон и передать его по наследству.
Туркменистан, я думаю, пытается играть на балансе интересов. Они не настроены однозначно занимать ту или другую сторону. То есть, учитывая небольшое население, большие запасы природных полезных ископаемых, эта страна, в общем-то, имеет возможность сегодня поторговаться.
Ажиотаж вокруг визита Путина в Киргизию – небывалый. Это связано в первую очередь с тем, что речь идет о создании объединенной военной базы с Киргизией. На уровне экспертного сообщества высказываются совершенно разные оценки в отношении ее целей и задач. Различные точки зрения относительно того, может ли эта база стать некой альтернативой тем моделям безопасности, которые США предлагают центрально-азиатским странам к моменту вывода войск коалиции из Афганистана, то есть к 2014-2015 году.
Пока ясна только структура этой объединенной военной базы. Сюда войдут: авиабаза ОДКБ в Канте, узел связи ВМФ в Чуйской области и специальный центр военно-морской техники на озере Иссык-Куль.
На самом деле, разговоры о том, что необходимо создавать в этом регионе более мощную, более эффективную, более действенную силовую структуру идут не первый год. То есть нельзя сказать, что это какое-то ситуативное решение, которое возникло в последние несколько месяцев.
Но помимо наполнения, пока не совсем понятно, какова будет содержательная сторона деятельности этой базы. Именно по этому поводу единства позиций среди экспертов нет. И самое главное, еще раз подчеркну, нет точного и ясного ответа на вопрос, может ли эта структура безопасности стать реальной альтернативой тем моделям, которые предлагает Вашингтон.