Москва без эйфории
политологЛеонид ПоляковВыборы в Мосгордуму особых сенсаций не принесли. «Единая Россия» взяла две трети голосов москвичей, все-таки дошедших в солнечный воскресный день до избирательных урн. Таких набралось чуть более 35%.
Коммунисты прошли семипроцентный барьер практически с двойным запасом. Все остальные - за барьером. В итоге получилась как бы «двухпартийная дума». К чему триумфатор, мэр Юрий Лужков, возглавлявший список единороссов, отнесся по его собственным словам абсолютно «без эйфории».
Особенно переживает мэр по случаю потери «возбудителя спокойствия» Сергея Митрохина, который «возбуждал» атмосферу здания на Петровке «по делу и не по делу». Польза от лидера «Яблока» была для мэра очевидная: Митрохин не давал народным представителям превратиться в «усредненный газон». Кто теперь заменит Митрохина?
Вообще говоря, разгромная победа, воспринятая как должное и радостных эмоций ни у кого (за исключением, разумеется, самих переизбравшихся единороссов) особо не вызывающая - вещь, провоцирующая на вопросы. Нет, не традиционные вопросы и жалобы на «фальсификации», «административный ресурс» и пр. и пр. из заезженного арсенала «оппозиции». А вопросы относительно адекватности московской конструкции народного представительства.
Ну, например. Одной из мер президента Медведева по дальнейшему совершенствованию избирательных процедур стало предложение предоставлять партиям, набравшим 5%, но не достигшим семипроцентного рубежа, одно-два места в федеральном парламенте. Будь этот подход использован и на московских выборах, не пришлось бы мэру сожалеть о переходе на «двухпартийность». Как минимум жириновцы и эсеры добавили бы в думскую палитру свои краски. А, зная, что существует такой шанс, возможно и яблочники нашли бы способы мобилизовать свой электорат, чтобы дотянуть до заветной «пятерочки».
Или количество депутатов Мосгордумы. Понятно откуда взялось число 35. После той буквальной катавасии, которая регулярно разыгрывалась в многосотенном Моссовете начала 90-х многим, а мэру прежде всего, пришла в голову счастливая ленинская мысль: «Лучше меньше - да лучше!» На счет «меньше» получилось вполне, на счет «лучше» - не очевидно.
Не подвергая сомнению личных и профессиональных качеств тридцати пяти московских избранников, все же нельзя не заметить, что в таком числе реально представительствовать интересы всех территорий, хозяйственно-экономических отраслей и социальных групп десятимиллионного мегаполиса им реально не по силам. Растущий супергород с растущими проблемами (одна транспортная чего стоит!) просто остается отданным на откуп (не в буквальном, конечно, смысле) мэрской исполнительной вертикали, а власть законодательная выглядит неким «демократическим прибамбасом». По принципу - чтобы было.
А с чего бы и было иначе? Ведь законодательствовать можно, лишь досконально изучив реальные проблемы и потребности тех, кто тебя уполномочил это делать. А когда у депутата Мосгордумы округ - как иной областной город, то где же взять время и силы, чтобы профессионально и ответственно выдвигать законопроект?! Немудрено, что вся реальная работа падает на московское правительство и префектов. Что с одной стороны и неплохо. Люди дело знают. Но, с другой стороны - где же настоящее представительство?
Удвоение и даже утроение числа депутатов Мосгордумы наверняка избавит следующие выборы и от нынешнего настроя победителей, которые так и не поняли - то ли радоваться, то ли сожалеть о своей победе. Увеличение числа округов при значительном сокращении числа избирателей в каждом из них существенно приблизит кандидатов к избирателям. А значит - реально усилит конкуренцию.
И если по партийным спискам «Единая Россия» лидерство не упустит благодаря харизме своих лидеров, то в округах развернется настоящая борьба. Что позволит получить в Мосгордуме многопартийность хотя бы в формате федерального парламента. А не нынешнюю скукоженную «двухпартийность».
А посему первой законодательной инициативой нового московского парламента и должен стать проект увеличения числа депутатов до 100. И уж в следующий раз повыбираем от души!