Медведев и Меркель покорили СМИ
Прологом к «марафону саммитов» называют европейские СМИ однодневный визит Дмитрия Медведева в Берлин. Президент России и канцлер Германии, встречаясь накануне лондонских консультаций, были одинаково заинтересованы в понимании. «Мы едем в Лондон со схожими позициями и ожиданиями», – цитирует немецкая пресса слова канцлера, не забывая отметить и то, что в день этой встречи в Берлине неожиданно установилась теплая солнечная погода.
«Мы уже 20 лет не противники. Времена холодной войны позади», – дружно приводят германские медиа слова Ангелы Меркель, произнесенные на пресс-конференции сразу после беседы с Дмитрием Медведевым. Лидеры двух государств говорили о важности доверия в кризисные времена. Примерно о том же размышляют и германские обозреватели, комментируя однодневный визит российского руководителя.
Перед самым началом лондонских консультаций европейская пресса дружно говорит о необходимости новых правил для мирового сообщества.
«Новый мир имеет другие масштабы, – отмечает итальянская газета La Repubblica. – На саммите в Лондоне напротив Обамы будет сидеть Ху Цзиньтао, который тоже будет одним из главных участников этой встречи».
«Мы не должны ожидать многого от мирового финансового саммита, – добавляет Berliner Morgenpost. – Руководители стран не смогут договориться о совместной серьезной реформе мировых финансов. Но если все более-менее пройдет хорошо, то они объединятся как минимум… в каких-то первых шагах».
Правила в данном случае подразумевают больший уровень взаимодействия по вопросу выработки антикризисной программы. Известно, что Берлин и Франция в схожих позициях оценивают перспективы подобных предложений. Заключаются они в вовлечении в регулирование международной валютно-финансовой системы. Здесь, по всей видимости, они пришли к ряду принципиальных договорённостей с Россией. Новые правила в данном случае могут, в рамках того контекста, который поднимается европейскими СМИ, означать большую самореализацию в позиции ведущих европейских государств. Фактически, на саммите это может быть озвучено в рамках единой программы, которую выдвинут одновременно Россия, Франция и ФРГ.
Другое дело, что в глобальном контексте, если отойти от тематики повестки дня саммита «большой двадцатки», у нас стоит вопрос о повышении уровня взаимодействия между государствами по политическим вопросам. Эта тема активно (в том числе, европейцами) лоббируется в целях снижения конфликтности в мире. Но упирается в вопрос институционального базиса, то есть на каком основании подобные меры регулятивного характера и инструменты будут реализовываться.
Сейчас речь идёт о «большой двадцатке». Но это - неформальный институт, у которого нет каких-то реальных рычагов давления на позицию других государств, которые в эту «двадцатку» не входят. Там всё основано на неформальных договорённостях. Еще есть либо НАТО, либо ЕС. Россия не входит ни в НАТО, ни в ЕС, то есть исключение этих двух игроков подразумевает ставку только на ООН. Мне трудно судить, насколько ООН в текущем формате, когда США и другие государства сделали многое для того, чтобы девальвировать статус этой организации, в состоянии взять на себя такие обязательства, как ключевой регулятор и ключевой институт, который должен отвечать за выработку новых правил международной политики. На мой взгляд, сегодня подобный потенциал ООН ограничен.