Комментарий
4833
8 мая 2020 14:21
Коронавирус усилит экономическую зависимость регионов от Москвы
экономистСергей Хестанов Аналитики S&P прогнозируют, что из-за коронавируса долги российских регионов достигнут максимум с начала века. По их словам, средств, выделенных федеральным центром, и реструктуризации бюджетных кредитов недостаточно, чтобы помочь регионам избежать роста долгов. Помощь покроет менее половины возросших потребностей.Корреспондент «Актуальных комментариев» поговорил с экономистом Сергеем Хестановым о том, к чему может привести рост долгов регионов.
— Как это отразится на бюджете? Скажется ли экономическая повестка на региональной политике?
— У нас давно налоговая система перераспределена таким образом, что самые стабильные налоги достаются федеральному центру. В регионах есть налоги на недвижимость, НДФЛ, налог на прибыль предприятий. Естественно, что первое падает в кризис — это НДФЛ и налог на прибыль предприятий. А федеральному центру достается НДС, который более стабильный, налог на добычу полезных ископаемых, которые сейчас упал, но чаще всего он более стабильный. Поэтому в этих условиях действительно большинство региональных бюджетов испытают трудности. Это не вызывает ни малейших сомнений. В какой-то степени, в тех регионах, где совсем туго, им федеральный центр скорее всего помощь окажет, но остальные будут выживать, как они выживали раньше.
— Не приведет ли это к каким-то конфликтам, то есть к нежеланию регионов-доноров содержать дотационные регионы?
У регионов нет возможности как-то возражать. Дело в том, что, когда говорят регион-донор, это не означает, что регион что-то берет, а потом отдает центру. Это Федеральная налоговая служба взыскивает с предприятий налоги и отправляет их в федеральный бюджет. Поэтому желания регионов никто не будет спрашивать. Я не помню точный год, когда федеральный центр перераспределил и забрал себе НДС, а регионам оставил НДФЛ и налог на прибыль. Как только это произошло, значительная часть российских регионов тут же стали зависимы от центра. Они получили трансферты из федерального центра в тех размерах, который федеральный центр счел нужным.