Холмс и Pussy Riot
политологЛеонид ПоляковЕсли кому-то приходит в голову аналогия между «норвежским стрелком» Андерсом Брейвиком и колорадским стрелком Джеймсом Холмсом, то, на мой взгляд, совершенно напрасно. Аналогии нужно искать гораздо ближе - в нашем собственном богоспасаемом отечестве. При чем - в обоих случаях сразу.
Про Брейвика и Раскольникова уже говорилось, и говорилось верно. Хоть один из них - персонаж вымышленный и вроде бы совершенно, как любил выражаться сам Достоевский, «головной», но сходство-то через полтора века ведь абсолютно поразительное! Оба - «идейные убийцы» с той лишь разницей, что Родион Романович всего лишь небольшую статейку как предисловие к убийству напечатал. А Брейвик создал целый трактат и на его основе - впечатляющую интеренет-презентацию.
А вот в случае с Холмсом приключилась совершенно иная история, которую полтора века назад не мог предвидеть даже гений Федора Михайловича. Речь ведь идет ни о чем ином, как о так называемом «актуальном искусстве». Не более, но и не менее.
Антураж массовой бойни в кинотеатре города Аврора (!) на премьере очередного фильма из серии о Бэтмене говорит сам за себя. Тихий и ничем непримечательный студент (кажется биолог) покрасил голову в пестро-рыжие цвета, назвался вполне контекстным именем Joker и наяву проделал то, что на экране проделывал неподражаемый Джек Николсон в одноименной роли. Пиф! Паф! Бум! - или наоборот, как рисуют в, кстати, успешно экранизируемых нынче комиксах.
И на выходе 12 трупов и более 60 раненых. Не понарошку. Потому что - performance. По ученому говоря - «актуальное искусство».
Предвижу возмущение в рядах «актуальных артистов», публично зашивающих себе рты, либо наоборот засовывающих замороженных куриц себе в интимные места. Типа - мы себя калечим, а не людей. Опять же - как икону, выставят Курта Кобейна.
Посыл понятен - своей жизнью я распоряжаюсь так, как хочу. И чем это круче - тем более художественно, в смысле «актуально». А жизнь зрителей - ну это, «святое». Точнее - профанное. Ибо именно их, этих одномерных профанов и должен пробуждать к «настоящему» своим «высказыванием» как бы «актуальный художник».
Все бы так. Да только случай Джеймса Холмса опровергает эту вроде бы неуязвимую логику. Этот парень создал метаперфоманс - распространив территорию «актуального искусства» с правом на собственную смерть художника на зрителей. При чем зрителей, собравшихся смотреть совсем иной перфоманс: с колой, поп-корном и Dolby Sound.
Не могу забраться в черепную коробку Холмса, но не удивлюсь, если в ходе следствия и суда он нам расскажет что-то в этом роде. Или даже скажет что-нибудь в духе того, что постоянно повторяет гуру экспертизы «актуального искусства» Марат Гельман: «Искусство - это не лекарство, а боль».
Но при чем тут Pussy Riot?! Они-то ведь не то, что никого не убили, но даже и в мыслях этого не держали! Мало им обвинения в групповом хулиганстве да еще с «разжиганием» по религиозному признаку!?
А вот при чем. Актуальное художество есть крайняя форма выражения той простой мысли, что в этом мире - все «искусственно». Буквально. Что всякая попытка придать чему бы то ни было статус «естественного» должна быть правильным «художником» немедленно изобличена, разоблачена и отперфомансирована так, чтобы всякому искателю «естественности» стало навсегда и необратимо стыдно. За свою наивную веру в то, что в мире должно быть некое «первоначало». Архе - как выражались современники Гомера. Или принцип, говоря языком Вергилия.
Собственно панк-молебен в ХХС - то есть в сакруме едва прозябающей посткоммунистической духовности, и был ни чем иным как перфомансом, имеющим целью расстрел душ, инстинктивно ищущих первоначала. Того «естества», которое может придать смысл человеческой жизни. И человеческой смерти.
На процессе Pussy Riot будут присутствовать 8 или 9 свидетелей-потерпевших, которым довелось наблюдать перфоманс livе. Некоторые «испытанные остряки» уже заранее стремятся выставить их в роли не то идиотов, не то «наймитов власти», чуть ли не купленных для заточения в темницу трех благородных и невинных девиц. Жриц, так сказать, «актуального искусства».
А я вот думаю, что преступление против человеческих душ - оно значительно более тяжкое, нежели против человеческих тел. Что, конечно, совершенно не соответствует Уголовному кодексу. И тем более - светского государства.
Только, до тех пор, пока государство - это сообщество людей, а не роботов, думать о душе ему не помешает. Потому что именно покалеченные души неизбежно начинают убивать. Такой у них, извините - performance.
Леонид ПОЛЯКОВ