Комментарий
832
6 марта 2010 13:46
Как нам реформировать СНГ
политологВладимир Жарихин- Владимир Леонидович, в ходе поездок первого вице- премьера РФ Игоря Шувалова по странам Содружества поднимался вопрос о реформировании СНГ. Что вкладывается в это понятие?
В последней редакции внешнеполитической концепции РФ дано точное и давно назревшее определение СНГ как региональной организации. То есть, это не интеграционное объединение. В этом плане оно и должно реформироваться под тот формат, который уже существует. По сути, Содружество является региональной организацией, объединяющей страны, которые находятся рядом. Это не политическая организация, не экономическая организация, это организация региональная, и все её структуры надо преобразовать соответствие с её назначением.
Вопросы экономической интеграции надо в максимальной степени передавать туда, где эта интеграция реально идёт, то есть в Таможенный союз, ЕВРАЗЭС. Вопросы военно-политического сотрудничества – передавать туда, где они реально идут – в ОДКБ. И таким образом нужно разгружать эту региональную организацию от несвойственных ей функций и продлевать её существование, потому что зачастую заявленные несвойственные функции входили в противоречие с реальным положением дел.
Например, из состава вышла Грузия. На самом деле она нанесла вред только самой себе.
- А участвовала ли Грузия реально в СНГ, в чем это выражалось?
Участвовала – внутри Содружества много договоренностей. СНГ еще сохраняет то, что у нас осталось общего. Например, это соглашение о взаимном признании дипломов, о взаимном признании трудового стажа. До тех пор, пока живы люди, которые жили в едином государстве, это всё облегчает жизнь.
Кстати, Грузия оставила те соглашения, которые им были выгодны. Например, если бы они целиком вышли из тех соглашений, которые были заключены в рамках СНГ, то Саакашвили, окончивший Киевский университет, и Бурджанадзе, окончившая МГИМО, оказались бы без высшего образования. Там много вещей – документы по электросетям, всякие ГОСТы, стандарты и пр.
- То есть та реальность, которая еще осталась со времен Союза, может продолжать существовать в рамках СНГ как региональной организации?
Как в региональной организации – да, в том числе способствовать развитию независимых стран.
- Регулирование рынка труда может входить в функции СНГ? В Баку Шувалов и Расизаде как раз говорили, что эти вопросы, с которыми сталкиваются члены СНГ, требуют регулирования: рынок труда, миграция и продовольственная безопасность.
Безусловно. Коль скоро у нас безвизовое пространство (это договор в рамках СНГ), то в рамках безвизового пространства надо осуществлять и контроль, в том числе за перемещением рабочей силы, рынка труда. Это уже выходит за пределы чисто экономических или военно-политических объединений на этом пространстве, потому что выходит за пределы этих объединений безвизовая зона. Эта функция должна оставаться и, более того, совершенствоваться в рамках организации СНГ.
- В структуре СНГ остается Экономический совет, который будет заседать 5 марта, и они будут рассматривать антикризисные меры и усиление возможностей Межгосбанка СНГ. Нет ли здесь дублирования функций интеграционных объединений?
У нас есть такой детерминизм, который в мировой практике не имеет место быть. Мы считаем, что раз есть одна организация, то не должно быть другой. Возьмите Европу. Есть объединение в рамках ЕС – Бенилюкс. В то же время, страны ЕС входят в НАТО – это военно-политическая организация. Они входят в Атлантический союз – это организация регионального типа. И то, что их функции пересекаются, никого не смущают. И нас это тоже не должно смущать, если есть предмет для деятельности.
- С чем можно провести аналогию? С чем можно сравнить то, как будет выглядеть Содружество?
Формат СНГ можно сравнить с Атлантическим союзом, или с МЕРКОСУРом в Америке. Подобным образом объединяются и страны Латинской Америки. Они объединяются и в более узкие экономические структуры, но в то же время создают более широкое территориальное сообщество. На самом деле это отнюдь не противоречит мировой практике.
- Возможно, распределив функции по другим организациям, и оставив объединяющее начало, СНГ сможет обрести новое дыхание?
Нужно понимать, отчего возник этот негатив и пессимизм по поводу Содружества. Дело в том, что в начале формирования СНГ нам заморочили голову тем, что делать на самом деле абсолютно не собирались: о том, что будет единое оборонное пространство, единые вооружённые силы, единая валюта, что в рамках СНГ будет экономическая интеграция. Но экономической интеграции по-настоящему не может быть в организации, где заложен принцип «1 страна – 1 голос». При всём уважении к той же Грузии, не может быть такого… Дело не в том, как они себя ведут, дело в объёме ВВП. Такого нет, например, в ЕС, но есть Атлантическом союзе «1 страна – 1 голос», потому что это объединение по территориальному принципу. Но никто не ставит вопросы об интеграции в рамках этого союза в экономическом или военно-политическом смысле, потому что там уже совсем другие законы.
- Тогда не стоит особо сильно волноваться по поводу того, что есть центробежные силы в СНГ?
Конечно. Та же Грузия вышла из состава СНГ. И что из того? Больше никто не вышел, кстати, хотя им казалось, что все остальные за ними побегут. Этого не произошло, СНГ продолжает жить.
30 сентября 2024
Колонки
Последняя надежда Зеленского
Алексей Чеснаков об итогах встречи Зеленского
с Байденом
23 сентября 2024
Колонки
Диагноз Зеленского
Алексей Чеснаков о психологическом портрете
президента Украины
17 сентября 2024
Колонки
Ловушка эскалации
Михаил Карягин о снятии ограничений
на удары западным оружием вглубь территории РФ