Статья
131 24 сентября 2024 13:22

Французский феномен

Французский феномен 21 сентября во Франции завершился межправительственный переходных период, запущенный внеочередными парламентскими выборами и длившийся с июля. Завершавший свою легислатуру кабинет министров, сформированный в январе, окончательно сложил свои полномочия. Его сменил новый кабмин во главе с премьер-министром Мишелем Барнье, занявшим свой пост 5 сентября. В функционировании одного из главных институтов исполнительной власти Пятой республики начался новый этап.

«Республиканцы» возвращаются во власть

Формирование и сам профиль нового состава правительства породил массу интриг и принципиально новых тенденций в политической жизни Франции. Но однозначно главная среди них в том, что неоголлистская партия «Республиканцы» (Les Républicains, LR) впервые с 2012 г. масштабно вернулась в исполнительную власть. На протяжении всего президентства Эммануэля Макрона представители LR приглашались в основном только на пост премьер-министра. Такой путь, в частности, проделали Эдуар Филипп (возглавлял кабмин с 2017 по 2020 гг.) и Жан Кастекс (глава правительства в 2020-2022 гг.). Занятие же республиканцами министерских кресел было зафиксировано лишь однажды — в 2017 г., в период работы первого кабинета Филиппа. Причем практически сразу после назначения на свои посты, выходцы из LR ряды партии были вынуждены покинуть.

Теперь же всё принципиально иначе. Республиканцы представлены в составе кабмина не только Барнье, но и сразу четырьмя министрами. И хотя по-настоящему важный портфель среди них получил лишь Брюно Ретайо, ставший главой МВД, сам факт ощутимого «пришествия» неоголлистов в Матиньонский дворец налицо. Причем никто из них покидать свою партию явно не собирается. Последний раз неоголлисты (представлявшие тогда «Союз за народное движение») восседали на ключевых креслах в кабинете министров в 2007-2012 гг., в период президентства Николя Саркози.

Курьезность ситуации с вхождением республиканцев в состав правительства заключается в том, что официально LR пребывает в оппозиции по отношению к администрации Макрона. Так, в Национальной ассамблее президентскому альянсу «Вместе за республику» в числе других противостоит группа «Правые республиканцы» во главе с Лораном Вокье — основная парламентская фракция неоголлистов. И предпосылок к её вхождению в блок макронистов пока нет.

Более того, предыдущие эпизоды с привлечением республиканцев в кабинеты Матиньона приводили к репрессиям со стороны партийного руководства. В 2017 г. Политическое бюро «Республиканцев» отреагировало на создание кабмина Филиппа исключением самого премьера, а также членов LR, занявших министерские должности, из партийных рядов. Сейчас видимых указаний на подобный радикальный шаг не наблюдается.

Логика неоголлистов

Слишком очевидное смягчение позиции LR по вопросу сотрудничества с командой Макрона продиктовано двумя основными причинами. С момента кампании по досрочным выборам в парламент в июне с.г. партия переживает очередной внутренний кризис. Его спровоцировало решение тогдашнего главы (президента) LR Эрика Сьотти вступить в предвыборный альянс с Национальным объединением Марин Ле Пен, принятое без согласования с Политбюро. В итоге непосредственно на выборах партия разделилась. В голосовании от «Республиканцев» участвовали две фракции — основная и та, которую возглавлял Сьотти.

Для LR текущая сделка с командой Макрона — попытка заявить о себе в общенациональном масштабе, показать свои управленческие способности на уровне руководства отдельными министерствами. Как с целью привлечь внимание избирателей, так и для того, чтобы консолидировать свои собственные ряды. Показательно, что верхушкой партии кабмин Барнье воспринимается как «правительство сосуществования». Тем самым подчеркивается, что у представителей неоголлистов в его составе будет достаточно широкая свобода рук для того, чтобы проводить на вверенных им участках политику, соответствующую партийной линии.

Кроме того, для некоторых игроков, пришедших в Матиньон, работа в составе правительства — способ укрепить свои лидерские притязания внутри партии. Хорошие возможности для того, чтобы побороться за «первое место» в руководстве LR есть у главы кабинета Барнье. Далеко не случайно, что в 2021 г. он выдвигал свою кандидатуру на внутрипартийных выборах, определявших номинанта неоголлистов на пост президента Франции в 2022-м.

Потенциальным «трамплином» для последующей борьбы за власть в LR работа в правительстве может стать и для Анни Женневар. В Матиньоне она получила пост министра сельского и лесного хозяйства и продовольственного суверенитета. В кабинет Барнье Женневар пришла с должности генсека «Республиканцев». Причем в период внутрипартийного кризиса, она, вместе с Франсуа-Ксавье Беллами, временно занимала пост главы LR.

Наконец, само «положение» будет «обязывать» проявить свой политический потенциал и Ретайо. Должность министра внутренних дел является в современном правительстве Франции одной из наиболее ключевых. И она же открывает для её обладателя серьёзные политические перспективы. С позиции главы МВД, занятой в 2002 г., начал своё движение в Елисейский дворец Саркози. В 2020-2024 гг. на ней работал Жеральд Дарманен — один из основных претендентов на роль преемника Макрона.

Мотивы макронистов

Пойдя на во многом вынужденный альянс с республиканцами, Макрон и стоящий за его спиной глава президентского аппарата (официальная должность — генеральный секретарь президента Франции) Алексис Колер руководствовалась собственными политическими мотивами. Во-первых, стремлением сохранить контроль над правительством. Результаты выборов в парламент, успех на которых праздновала левая коалиция «Новый народный фронт» (ННФ), не оставляли команде Макрона прежних возможностей по единоличному определению состава кабмина. Нужно было или отдать это право победившему левому блоку или искать «удобных» для себя союзников.

Выбор был сделан в пользу второго сценария. Показательно, что кроме Барнье претендентами на пост премьера выступали социалист, бывший глава правительства Бернар Казнёв и Ксавье Бертран — неоголлист-диссидент, дважды выходивший из рядов «Республиканцев». Как представляется, в Елисейском дворце рассматривали их пусть и как видных политиков, но не обладающих достаточными возможностями, чтобы вести «свою игру» в Матиньоне. Итоговый выбор в пользу Барнье также можно расценивать как ставку на «удобного» и «предсказуемого» игрока.

В этой связи весьма показательным выглядит масштабное присутствие в новом составе кабмина представителей президентского блока «Вместе за республику». За исключением МВД, в их руках все ключевые министерства. Так, главой МИДа стал Жан-Ноэль Барро, представляющий поддерживающее Макрона Демократическое движение. Министерство обороны сохранил за собой Себастьен Лекорню из президентской партии «Возрождение». Ещё один представитель «Возрождения», Антуан Арман занял ключевой пост министра экономики, финансов и промышленности.

Явно, что Барнье, невзирая на свои амбиции, согласился с правилами игры, предложенными ему Елисейским дворцом. И правительство под его началом будет вынуждено считаться с мнением команды Макрона. В таком контексте заслуживает внимание оценка нового кабмина, данная Сьотти. Он заметил, что это не столько «правительство сосуществования», как того хотят республиканцы, сколько макронистское правительство, в состав которого «для вида» включено несколько неоголлистов.

Во-вторых, свою роль сыграло желание обеспечить многопартийный профиль кабмина. На основе восприятия Елисейским дворцом сложившегося после внеочередных выборов в парламент баланса сил. В итоге получилось своеобразное объединение партий президентского союза «Вместе за республику» («Возрождение», Демократическое движение и «Горизонты»), «Республиканцев» и независимых. Именно так в понимании «ближнего круга» Макрона выглядит в наст. вр. ведущее партийное ядро в парламенте, если не принимать во внимание Национальное объединение, обладающее там самой крупной фракцией.

И, с точки зрения текущих политических трендов, стратеги Елисейского дворца оказались не слишком далеки от истины. Не успев занять кресла в Бурбонском дворце (резиденция Нацассамблеи), ННФ фактически развалился. Социалистическая партия Франции (СПФ) и Французская коммунистическая партия (ФКП) вместе с союзниками предпочли создать в парламенте свои обособленные фракции. В результате, в наст. вр. в составе ННФ остаются «Непокорённая Франция» и Левая партия. От предполагавшегося левого доминирования не осталось и следа. Что формально дало право команде Макрона игнорировать претензии ННФ на формирование нового кабмина.

Плата Елисейского дворца за сделку

Но свою плату за сделку с неоголлистами Макрону и его «серому кардиналу» Колеру внести всё же пришлось. С созданием нового правительства в воздухе повис вопрос о выведении на политическую авансцену потенциального преемника действующего президента.

Воспринимавшийся многими чуть ли не как главный кандидат на такую роль, бывший премьер-министр Габриэль Атталь был «принесен в жертву» уже в начале сентября. Результаты голосования в парламент не оставляли Елисейскому дворцу возможности для сохранения его во главе кабинета. Но Атталь изначально являлся далеко не самой статусной фигурой в колоде макронистских карт. В ходе кулуарных переговоров с Барнье Елисейский дворец не смог отстоять куда более важных игроков — бывших республиканцев Брюно Ле Мэра и Дарманена. Первый покинул пост главы суперведомства — Минфина, экономики, промышленности и цифрового суверенитета. А второй ушёл с должности министра внутренних дел.

Именно Ле Мэр и Дарманен относятся к когорте тех политиков, которые имеют наибольший вес и опыт для претензий на статус возможных сменщиков действующего главы государства. Ле Мэр работал в правительстве с самого начала президентства Макрона в 2017 г. Начав как министр экономики, он последовательно расширял своё аппаратное влияние и полномочия, взяв под свой контроль ещё и финансы, вместе с промышленностью и цифровым суверенитетом. Дарманен также пришёл в Матиньон в 2017 г. И прошёл путь от скромного министра общественных средств, до влиятельного главы МВД. Теперь их карьерная линия в кабмине оказалась прерванной.

По состоянию на текущий момент основным претендентом на роль преемника Макрона выступает уже упоминавшийся Филипп. В наст. вр. бывший премьер-министр возглавляет входящую в пропрезидентский альянс партию «Горизонты», а также работает на региональном уровне. Он мэр Гавра и глава метрополии Гавр-Сена. И свой статус в когорте возможных сменщиков действующего президента Филипп уже подчеркнул резонансным шагом. В начале сентября с.г. он официально объявил о своём намерении баллотироваться на пост главы государства в 2027 г. Бывший премьер сделал это первым среди всех возможных соискателей кресла в Елисейском дворце.

Перспективы правительства Барнье выглядят довольно туманно. Прежде всего, из-за ожидаемого противодействия его работе со стороны парламентской оппозиции. Но каждая из сторон, участвовавших в создании данного кабинета, постарается решить за счёт него свои политические задачи.

Максим Минаев, кандидат политических наук

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".