Два года для Pussy Riot
Судебное разбирательство по делу Pussy Riot завершилось. Сегодня в Хамовническом суде вынесен вердикт трем участницам февральской акции в храме Христа Спасителя - Надежде Толоконниковой, Екатерине Самуцевич и Марии Алехиной.
Все девушки в качестве меры наказания приговариваются к двум годам лишения свободы в колонии общего режима по статье «хулиганство», максимальный срок по которой - 7 лет лишения свободы.
По словам судьи Марины Сыровой, действия участниц Pussy Riot квалифицируются не по церковным, а по светским законам, на основании Конституции РФ.
«Ссылка на церковные нормы, в частности, правила поведения в храме, церковные термины используются только в том объеме и исключительно для того, чтобы определить, имеется или отсутствует в действиях подсудимых нарушение общественного порядка, мотив религиозной ненависти и вражды», - заметила Сырова.
Она подчеркнула, что «право верующих на отправление церковных обрядов и соблюдение церковных канонов соответствующих религий, в том числе христианской, гарантировано Конституцией РФ и защищается законодательством РФ, в том числе уголовным».
Судья также усмотрела мотив религиозной ненависти в действиях участниц группы Pussy Riot в том, что они придерживаются феминистских взглядов.
«Мотив религиозной ненависти в действиях подсудимых суд усматривает в следующем: подсудимые позиционируют себя сторонниками феминизма, то есть движения за равноправие женщин с мужчинами», - сказала Сырова, зачитывая приговор.
Она напомнил, что в России запрещены любые формы ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
По словам Сыровой, «мужчины и женщины имеют равные права и свободы, равные возможности для их реализации».
В приговоре также отмечается, что «идеи превосходства одной идеологии над другой дают почву для вражды».
В ходе прений сторон по делу прокуратура настаивала на доказанности вины девушек и требовала приговорить каждую к трем годам лишении свободы. Защита участниц Pussy Riot просила суд полностью их оправдать.
Сами девушки в своем последнем слове назвали суд над ними «крахом политической системы страны». Участницы Pussy Riot не признали своей вины, заявив, что их акция в храме была направлена не против верующих, а против «сращивания РПЦ и власти».
Вместе с тем, подсудимые Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич в ходе судебного разбирательства принесли извинения верующим за то, что задели их религиозные чувства. Двое из 9 потерпевших признались, что простили их.
Суд постановил, что исправление подсудимых по делу Pussy Riot возможно только в изоляции общества в местах лишения свободы.
«Суд полагает, что достижение таких целей наказания, как восстановление социальной справедливости, исправление подсудимых и предупреждение совершения ими новых преступлений может быть достигнуто только путем назначения им наказания в виде лишения свободы и реального отбытия ими данного наказания», - сказала судья, оглашая приговор в Хамовническом суде.
Суд учел в качестве смягчающих обстоятельств наличие у двух подсудимых (Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной) несовершеннолетних детей, а также положительные характеристики по месту работы и учебы для всех троих обвиняемых, а также то обстоятельство, что ранее они не привлекались к уголовной и административной ответственности. Кроме того, учтены показания потерпевших, которые не настаивали на строгом наказании.
При этом суд не установил обстоятельств, отягчающих вину подсудимых.
Адвокаты участниц Pussy Riot между тем намерены обратиться с жалобами на приговор в Верховный и Конституционный суд РФ.
Как сообщил адвокат одной из осужденных участниц группы Николай Полозов, вынесенный приговор защита обжалует в течение десяти дней в Мосгорсуде.
«Если Мосгорсуд оставит решение в силе, мы обратимся в ЕСПЧ с жалобой на незаконный приговор. Также у нас есть право обратиться в Верховный и Конституционный суды РФ, так как в данном процессе выяснилось, что ряд норм Уголовно-процессуального кодекса устарели и не могут применяться», - пояснил Полозов.
Он подчеркнул, что адвокаты будут бороться до конца и «в конечно счете добьются реабилитации девушек».
Ранее сегодня Хамовнический суд признал участниц Pussy Riot виновными. «Участницы группы Pussy Riot при неустановленных следствием обстоятельствах вступили в преступный сговор с целью совершения грубого нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу», - говорится в приговоре Хамовнического суда, который оглашается в пятницу.
В частности, ранее на суде Сокологорская заявила: «Я испытала горечь и боль, и чувствую ее до сих пор от увиденного. Все это походило на бесовское дрыгание. Они задирали ноги, и все, что ниже пояса, было видно. И это на амвоне, перед царскими вратами. Боль непроходящая. Все, что было было для меня свято, осквернено! Мои чувства, вера, идеалы!»
Другой потерпевший, охранник ХХС Сергей Белоглазов, дал следующие показания: «За 10 лет никогда не видел такого в храме. Я был просто в оцепенении. Из-за всего этого я два месяца не мог выйти на работу. Я как верующий готов их простить, и не держу на них зла. Я думаю, что они не ведали, что творят».
Конечно, дело Pussy Riot разделило общество. Оно разделилось: есть две мощных силы. Одна сила считает, что Россия движется, как и тысячу лет, как и столетие назад, в неправильном направлении и должна максимально европеизироваться. Другие считают, что Русская православная церковь - один из главных носителей идентичности России и русского народа.
У меня было очень много за последние две недели активных дискуссий с претензиями так называемых «рассерженных горожан», которые поддерживают Pussy Riot. Характерно, что они начинали с поддержки Pussy Riot, но очень быстро переходили на критику Путина, а потом в финале переходили вовсе на критику народа, который поддерживает Путина и патриарха Кирилла, и называли народ «быдлом», которое не нужно ни о чем спрашивать.
И эта позиция получает мощную поддержку извне. Кампания по разгрому Русской православной церкви во многом поддерживается извне. Она имеет целью сначала разгромить Русскую православную церковь, потом во многом разгромить российское государство и вообще убрать с политической карты мира российское государство и русский народ как великих игроков. Вот такая позиция.
Вторая позиция заключается в том, что Россию нельзя называть неудачным проектом, хотя бы по той причине, что мы существуем тысячу лет, первые запустили человека в космос, освоили самые большие территории, дали миру великую культуру и великие достижения техники и цивилизации. Эти люди считают, что их обязанность защитить русский народ от нападок. Они считают, что дело Pussy Riot - не вопрос о свободе творчества и выражения мнения. Они считают, что в данном случае стоит вопрос о том, способна ли власть прекратить осквернение православной святыни русского народа. Эти люди говорят: «Мы очень рады будем простить Pussy Riot. Но прощать можно тех, кто просит прощения, а эти Pussy Riot - они ни в чем не раскаиваются, они наоборот настаивают на своем праве делать так, как они делают».
Есть мнение, что если их простить сейчас, то они придут обязательно, замажут алтарь экскрементами, будут заниматься групповым сексом на алтаре, как они уже занимались в музеях. Если эти люди понимают это как творчество, то мы против такого творчества. Это не творчество и не искусство. Это просто оскорбление нас. Их задача задолбить нас, русский народ. Замазать его. Унизить русский народ. И мы говорим: «Руки прочь от наших святынь! Мы требуем от российского государства прекратить вакханалию кощунства и оскорбления святынь».
На мой взгляд, приговор должен быть таким, чтобы больше никто не захотел повторить дело Pussy Riot. Задача всякого наказания заключается в том, чтобы преступники не захотели повторить свои преступления и проступки.
Я считаю, что оскорбление верующих – это действительно преступление, которое Pussy Riot совершили. Они должны были бы понести за него наказание даже не по статье «Хулиганство», а, возможно, по 282-ой статье. И тот факт, что сейчас их привлекли к суду – это крайне позитивно.
Если мы посмотрим на ситуацию в Финляндии, где некий профессор пытался повторить эту выходку, то там сразу же нашли две статьи, по которым его привлекают - это оскорбление верующих и статья за помехи богослужению.
Там, в Финляндии, большинство довольно успешно защищается от маргинальных нападок меньшинств. В нашей стране почему-то считается, что права меньшинств настолько важны, что эти меньшинства могут устраивать любые беспределы и оскорблять большинство.
Я предполагаю, что приговор по делу Pussy Riot станет хорошей наукой для многих, кто считает, что может безнаказанно оскорблять большинство.
Вся эта шумиха вокруг Pussy Riot похожа на DoS-атаку. Давайте смотреть, что такое Pussy Riot - это кусочек специально созданной структуры под названием «Группа "Война"».
Это одна из форм, грубо говоря, политической, пропагандистской, подрывной деятельности, которая фактически маскируется под искусство. Идет работа не по каким-то эпизодам, а по глобальным смыслам. То есть взята идея обессмысливания всех фундаментальных понятий, на которых базируется общество и государство, если серьезно. Выбираются просто цели: церковь, традиционная мораль, государственные институты, политическая власть и обливаются почти в буквальном смысле говном, причем это выдается как акт искусства.
Общество нисколько это дело не раскололо. Нет у нас никакого общества, есть еще остаточные институты, которые разрушаются, которые очень неадекватно реагируют. Кстати, на самом деле ведь реакция на это дело власти, да и всех остальных, удивительно убогая, именно убогая. Она формально абсолютно правильная. Формально эти институты пытаются сопротивляться теми силами, теми поведенческими и правовыми модельками, которые есть в их распоряжении. От такого сопротивления становится только хуже, потому что сама атака рассчитана именно на эти действия, она их подразумевает.
Это все равно, что вас кто-то дразнит, понимая, что вы идиот, и вы на эту дразнилку поведетесь, так как ваше поведение абсолютно предсказуемо. И собственно, расчеты оправдываются. Получается, дразнящий понимает, как вас раздразнить и что с вами сделать, и как показать вас в совершенно оскорбительном виде. То есть это такая безошибочная штука. Именно поэтому она будет повторяться раз от раза. Что в этом знакового или судьбоносного, я не знаю. Судьбоносно просто вот это бессилие и абсолютная импотенция.
И самое обидное, что никаких уроков из этого дела никто не извлечет. Нет вот этого самого аппарата, который учится. Он отсутствует.
Из того, что я видел, мотив разжигания религиозной ненависти доказан не был. Я лично как православный христианин не испытываю нравственных страданий от того, что сделали Pussy Riot. Мне это неприятно, но я не испытываю таких страданий, которые могут быть смыты только реальным заключением для этих девушек.
Что касается судебного заключения, на мой взгляд, оно сделано с большими ошибками. На прямой трансляции в РИА «Новости», где обсуждалась эта история, и при прямой трансляции вынесения протокола, мы сидели и комментировали с коллегами, с нами сидел представитель православной общественности, который категорически против Pussy Riot. И вот судья зачитывает, что они совершили святотатство в самом священном месте собора. Я его спрашиваю как эксперта: «Скажите, ну, насколько я знаю, солея же не самое священное, то есть более важные - алтарь, царские врата». Он говорит: «Ну, да, конечно, не самое священное». То есть в приговоре есть очевидные фактические ошибки. Это тоже вызывает у меня определенные сомнения в его адекватности.
Что касается последствий, то я бы выделил четыре фактора. Есть фактор геополитический - на ровном месте созданы основания для ухудшения международного имиджа России. Причем могу привести аналогию. Помните, была история с так называемой Флотилией Свободы, которая плыла в Палестину, была остановлена израильтянами, произошли столкновения, и после этого практически был окончательно похоронен проект «Турция как член Евросоюза», и был запущен новый проект «Турция как новый лидер мусульманских стран». Но у израильтян не было выбора в той ситуации, они среагировали единственно возможным, к сожалению, для них в тот момент способом. А вот у российской власти выбор был, можно это было просто проигнорировать, можно было возбудить административное судопроизводство, но пошли по самому худшему пути, и на ровном месте создали крайне негативный международный фон.
Теперь второй аспект, лоббистский - кто от этого выигрывает. Выигрывает РПЦ как лоббистский субъект, не как религиозная организация, которая, несомненно, несет имиджевые потери, но как лоббистский субъект, несомненно, да. То есть, они показали свою силу.
Потенциально выигрывают те круги в окружении Путина, которые позиционируют себя как прозападные лидеры. Они теперь на коне, потому что они могут предлагать свои услуги по разруливанию вот этой конфликтной ситуации с Западом.
Есть политтехнологический аспект. Я думаю, что вот эта ситуативная мобилизация вокруг дела Pussy Riot, православных вокруг власти, она, на самом деле, сейчас не нужна, поскольку нет канала, куда ее выплеснуть, а в стратегическом плане она ошибочна, потому что произошло отождествление Церкви и государства, и теперь и у Церкви, и у государства появляется двойная уязвимость – Церковь можно критиковать через государство, а государство через Церковь.
При этом, на мой взгляд, есть очень опасная тенденция в развитии такого православного радикализма, который для религии, которую исповедовали мои предки и исповедую я, не характерен. А Иисус, в которого я верую, это не гневный бог карающий, а всемилостивый и всепрощающий. Ну, а вот развитие вот этого вот православного фундаментализма радикального, на мой взгляд, это крайне опасная и крайне неприятная тенденция.
Ну, и впервые у нас в стране появилась ниша, впервые за постсоветскую историю появилась ниша для антиклерикальной партии. Это создали рукотворно, раньше почвы для антиклерикального политического движения не было, сейчас она, по сути дела, создана.
И с точки зрения пиара то, как проходил суд, давало большое количество негативных информационных поводов, и сегодня, в день вынесения приговора, ситуация, когда православный священник на своем дорогом «Мерседесе» сбивает трех человек, тоже, в общем-то, создает не очень хороший фон, и теперь это неизбежно будет вызывать вопросы, а дадут ли ему хоть какой-то срок, и если дадут, то какой. Будет он больше или меньше, чем тот, что дали сегодня Pussy Riot?
Я бы рискнула сделать два предварительных вывода по делу Pussy Riot. Первый вывод состоит в том, что это дело не столько раскололо российское общество, сколько обнаружило этот раскол и продемонстрировало нам ту степень агрессии, которая есть в обществе и которую мы сейчас наблюдаем.
На радиостанции «Русская служба новостей» я принимала участие в обсуждении акции в поддержку Pussy Riot, состоявшейся несколько дней назад около храма Христа Спасителя - она была достаточно быстро и грубо пресечена ЧОПом, охраняющим храм. И стоял вопрос, надо ли было принимать меры только к участникам акции или к ЧОПу тоже.
Судя по голосованию, голоса в котором разделились почти поровну (и слушатели звонили, корректно, спокойно разговаривали), стало понятно, что на общество накатило недовольство. Возможно, оно связано с растворением каких-то авторитетов, которые прежде были, но рухнули, а на их месте пока ничего не наросло.
Это общее фоновое напряжение до такой степени велико, что можно сделать вывод: наши граждане действительно довольно сильно поляризованы. И Pussy Riot - только повод. Не нашлись бы Pussy Riot - нашлось бы что-нибудь другое. Но вопросы о нравственности, морали, общественного поведения, с одной стороны, и качества и адекватности правосудия - с другой стороны, конечно, выйдут на первый план.
И второе: я очень рассчитываю на то, что наряду и с делом Расула Мирзаева, и с делом о педофиле-насильнике, получившем всего два года, и с делом Pussy Riot (чем бы оно не закончилось сегодня) будет поднят вопрос о немедленном выстраивании уголовной политики Российской Федерации.
Речь идет уже даже не о реформе МВД, не о создании даже единого Следственного комитета - о необходимости государственной доктрины уголовной политики. Мы должны понимать, что никакая либерализация законов о выборах и никакое развитие гражданских свобод не дадут никаких плодов в стране, в которой такое правосудие, где граждане возмущаются и не доверяют основной системе, которая должна цементировать государство. Поэтому я думаю, что успокоившись и проанализировав все, что происходит, власти должны сделать однозначный вывод - немедленно приступить к изменению уголовной политики в сторону адекватности, в сторону доверия обществу.
В Ассоциации православных экспертов выражают удовлетворение в связи с вынесением обвинительного приговора по делу кощунства в храме Христа Спасителя, устроенного адептами группы Pussy Riot.
Главное, что преступление названо преступлением, зло - злом. И, таким образом, теперь должно быть всем ясно, что зло, кощунство, посягательства на святыни не останутся безнаказанными. Это очень важно, потому что Pussy Riot являются элеметом целой сети антицерковных и антироссийских провокаций, направленных на разрушение православного и национального самосознания русского и других народов нашей страны. Народ, лишенный своих святынь, не способен защитить свою страну, против которой развязана на данный момент информационная, гуманитарная, политическая агрессия.
О том, кто такие и чего хотят сторонники Pussy Riot свидетельствуют фигуры их защитников и адвокатов. Так, леворадикальные «болотные группы», близкие задержанному Сергею Удальцову, пытаются сорвать жизненно важное и абсолютно законное строительство храмов в Новоподмосковном переулке и на Ходынском поле. Агитирующий за отделение Кавказа политолог Белковский призывает «переучредить» Русскую православную церковь с помощью антироссийских групп на Украине и в Константинопольском Патриархате, что означает развязать настоящие гонения на нее. А «Эхо Москвы» устами некоего Игоря Эйхмана требует в качестве мести за Pussy Riot «раздавить гадину» - так они называют Русскую православную церковь.
В связи с прецедентом осуждения Pussy Riot мы считаем, что и описанные инциденты, и их авторы должны получить справедливую судебную оценку, ибо для предотвращения угрозы новых кощунств, святотатств, посвягательств на Русскую православную церковь и российскую государственность необходим осуществленный законным и правовым путем демонтаж всей сети заказчиков и организаторов «войны с алтарем и престолом».
Ответом на эту войну должна быть консолидация церкви, общества и государства для возрождения России, спасения ее народа на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. В АПЭ в связи с этим призвали к скорейшей реализации февральских договоренностей патриарха Кирилла и президента Путина о скорейшем введении военного духовенства в армии, основ православной культуры в школах, теологии в вузах, а также строительства там домовых храмов, как и во всех новых микрорайонах мегаполисов.
Кощунство Pussy Riot и сопуствующие ему заявления их покровителей - это покушение на Россию, на ее святыни. В ответ на это покушение мы твердо заявляем: все, что находится в зоне пастырских и миссионерских интересов Русской церкви - все это в интересах народа России. Все, что полезно Церкви - полезно и спасительно для Отечества.
Мы не просто выражаем решимость дать отпор грубому вмешательству в дела России западных адвокатов Pussy Riot, но обратить внимание на то, кем и как оно ведется. Например, пропагандист гомосексуализма, мэр Рейкьявика Йон Гнарр на гей-параде, кривляясь в женском платье, заявил, что защищает «влагалищное восстание».
В связи с этим в АПЭ решительно отговаривают православных украинцев, молдаван и другие братские народы от интеграции с такой Европой и призывают к интеграции с Россией в Евразийском союзе, где ключевую интегрирующую роли играют Русская церковь и традиционные духовно-нравственные ценности и который, по примеру святейшего патриарха Кирилла, будет вести равноправный диалог с христианскими консервативными силами Европы.
И Ассоциация православных экспертов вносит в связи с объективным и справедливым приговором по делу Пусси Райот еще одно предложение - создать в Донском монастыре Москвы, резиденции гонимого и оклеветанного «Союзом воинствующих безбожников» патриарха Тихона постоянно действующую церковную экспозицию, посвященную и недоброй памяти «Союза воинствующих безбожников», и современной антицерковной пропаганде. Наши современники и потомки должны знать и своих святых, и национальных героев, и «своих» предателей Церкви и Отечества.
В ситуации, когда вместо семи лет девушки получают два года, этот приговор можно считать победой здоровых сил общества. Я уверена, что в следующих инстанциях срок будет уменьшен, если будет продолжаться массированный общественный протест и если грамотно будут работать адвокаты.
Хочу напомнить, что сегодня состоялся суд первой инстанции - это районный суд, даже не городской. А еще у нас есть Верховный суд. Конституционный, Европейский. В общем, это еще не законченная история.
Дело Pussy Riot - очень полезная для общества история. Потому что сразу стало видно, сколько в обществе здоровых сил, а сколько нездоровых сил. Стало ясно также, насколько нездорово и неадекватно ведет себя православная церковь, не прямо, а косвенно давя на суд. При этом в рядах РПЦ есть уголовники, которые ровно на этой неделе совершили позорные ДТП. И я уверена, что церковь, которая не может воспитать своих священников, не имеет права воспитывать паству.
Станет ли дело Pussy Riot некой вехой для нашего общества? Ответить на этот вопрос сложно. Хвост от любого события очень трудно прогнозировать. Например, история с ДТП на Ленинском проспекте серьезно взволновала всех, но настолько все быстро о ней забыли, что я и в случае с Pussy Riot не даю прогноза.
Оглашение приговора девушкам из Pussy Riot - несомненно, веха в жизни нашего общества. Я бы сказал, что это развилка. И в этой развилке власть выбрала очень неудачное направление. А это именно власть, это не суд, потому что с самого начала в течение этого процесса было ясно, к чему он идет. Ясно совершенно было, что процесс заказной. Сегодняшний приговор – это решение власти, причем высшего руководства страны, это абсолютно очевидно.
Суд шел целенаправленно к этому решению, слушая тех, кого собирался слушать, независимо от того, что они говорили, не слушая тех, кого не собирался. В результате пришли к двум годам приговора по обвинению в хулиганстве по мотивам религиозной ненависти, хотя религиозная ненависть здесь совершенно не просматривается, это высосано из пальца, здесь ее просто нет.
В результате часть общества (может быть, и небольшая, но немалая), которая хочет, чтобы мы жили по законам, по конституции, а не по решениям Трулльского собора периода раннего средневековья, находится в растерянности. Любой человек может в данном случае в такой ситуации сесть в тюрьму, если это понадобится какому-нибудь начальнику. И статью для него найдут.
И если я брошу огрызок мимо урны, то меня обвинят в оскорблении общественной нравственности, если это кому-нибудь понадобится. И объяснят тем, что на это смотрят дети, и какой-нибудь человек скажет, что он настолько оскорблен моим поступком, что два месяца не будет ходить на работу. И мне в результате за это оскорбление, за это хулиганство на почве социальной ненависти, впаяют тоже года четыре. Это можно сделать по отношению к любому человеку.
Таким образом, дело Pussy Riot вбивает социальный клин в общество, это увеличивает социальную напряженность, и можно сказать, что этот приговор - очень тяжелая ошибка власти.
Удостоены по делам своим, как говорит Священное Писание. Хотели славы – получили славу, пожалуйста. С одной стороны, неразумность этих девиц из Pussy Riot потрясает, а с другой стороны, если их отпустить, они и дальше будут такое зло творить. Никакого покаяния не имели. На Красной площади они там богохульствовали, их никто не трогал. Сколько можно терпеть-то? Потом найдутся подражатели. Это же целое направление антикультуры. Если сейчас это дело пустить на самотек, получится потакание разрушению всех основ морали.
Я удовлетворен этим приговором. С одной стороны, он не настолько жесток, не 7 лет, как требовали изначально. Думаю, что выйдут они реально на свободу через год, условно-досрочно, скорее всего. Они уже полгода отсидели, осталось полтора. Эта мера наказания как раз адекватна, чтобы эти дамочки немножко подумали о своей дальнейшей жизни. Если выражение их свободы чью-то другую свободу веровать ущемляет, то это никакая не свобода, это деспотизм самый настоящий. Так что я думаю, что получили они по заслугам. Хотя по-человечески девок жалко.
При этом мы считаем, что нужно пойти на меры по защите храмов. Если сейчас последователи Pussy Riot стали на храмы нападать, осквернять, как это было сегодня, что нам остается делать? Остается выставлять охрану из добровольцев, из прихожан. Хотя мы все мирные люди, придется удерживать эти хулиганствующие элементы соответствующими методами.
Вся так называемая международная либеральная общественность, равно как и либеральная общественность в России, долгое время пугала нас всех наказанием Pussy Riot сроком якобы на семь лет. Мы всегда говорили, что семь лет им никто никогда не даст. Например, мой прогноз был, что им дадут год-два колонии, как и свершилось. Я вполне удовлетворен данным наказанием, считаю его адекватным. Пусть теперь другим будет неповадно. Причем говорю это все в контексте того, что сейчас случилось.
Сейчас по всей стране и даже на Украине идут акции в поддержку этих богохульниц, пилятся кресты, идут осквернения православных храмов. Соратники вот этих богохульниц показали свое лицо. И пользуясь случаем, я обращаюсь к сэру Полу Маккартни и рекомендую ему посмотреть на друзей Pussy Riot, а также признать свою ошибку и найти в себе смелости и честности сказать, что он был абсолютно неправ, потому что своим заявлением в поддержку Pussy Riot скомпрометировал себя. Причем в очень большой мере и, что печально, всеми нами любимую группу The Beatles, хотя он к ней имеет уже косвенное отношение как бывший член.
Это мое пожелание абсолютно всем тем, кто поддержал этих богохульниц – посмотреть внимательно на их друзей. Это самые настоящие бесы – вот кто их друзья. И я лично полагаю, что едва ли они раскаются, даже в колонии. Посмотрим, когда они посидят на баланде пару лет, как они будут меняться, в какую сторону. И посмотрим на их друзей. Я думаю, все друзья этих Pussy Riot забудут их через месяц-два, а то и раньше. Это же касается и «желтой прессы».
А люди их не забудут, а, точнее, их поганый поступок, безобразный. И я думаю, что этот поступок войдет в историю и будет примером того, как не надо действовать. И в учебники он будет занесен как циничный акт хулиганства, и главное, там будет написано, как этот акт был пресечен. То есть самое важное то, что судья нашла в себе смелость, не испугалась давления и дала такой срок. Я абсолютно в этом убежден.
Вообще в блогосфере очень много «специалистов» по всем сложным вопросам - и по Крымску, и по судам и т.д. Мне кажется, что значение дела Pussy Riot сильно переоценено. Потому что очевидно: у девушек есть определенный круг сторонников (проплаченных или непроплаченных). Тут уже и Валерию Панюшкину предлагали про них книгу написать. Непонятно кто предлагал, но не за просто так. И звездам западным, очевидно, предлагали в установленном порядке оказать эту поддержку. Причем звездам, по всей вероятности, не сообщили о том, что девушки сделали все это в храме. Всё выставили перед звездами исключительно как прецедент нападения на свободу слова. Но за свободу слова у нас, как известно, не сидят. У нас за свободу слова только Ассандж сидит и не может выйти из посольства, которое скоро будут брать штурмом.
А девушки все это сделали в храме, и судят их на основании того, что они оскорбили чувства действительно очень большого количества верующих. Можно сколько угодно ставить это под сомнение, но Россия – страна православная. И православных у нас в обществе абсолютное большинство. Если оскорбили одного человека – вам максимум дадут по лицу, если вы оскорбили миллион людей – очевидно, что вы можете ожидать срок. И, собственно, именно это сейчас на наших глазах и происходит.
Я очень сожалею по поводу того, что «эксперты», которые вряд ли даже могут точно сформулировать уголовную статью, по которой сейчас делают приговор Pussy Riot, судят по поводу того срока, который им сейчас присуждают. Я не юрист, и по этому вопросу мне бы высказываться не хотелось. Я все-таки считаю, что люди, которые получили соответствующее профильное образование, лучше меня могут определить, есть ли там состав преступления или его нет. А «экспертам» я бы хотела порекомендовать сначала стать профессионалами в какой-то области, изучить Уголовный кодекс, например, прежде чем давать свои комментарии по этому вопросу.
В заключение хочу сказать, что дело Pussy Riot никого ничему не научило. Я смотрела новости с утра. Показывали, что FEMEN пилит крест, во Пскове в соборе появляются вандалистические надписи на стенах. Мне кажется, это говорит о том, что общество не научилось абсолютно ничему. И вряд ли можно рассчитывать, что это дело его чему-то научит.
Я считаю приговор Pussy Riot жестким. Жестокость не украшает государство. Можно сделать несколько выводов из этого дела. Понятно, что надо менять условия и правила содержания под стражей. Все это напоминает не то что советские, а царские времена. Совершено непонятно, зачем так долго зачитывали приговор, нагнетая страсти. Также непонятно, почему так долго длилось следствие, если в результате так и не нашли ни тех, кто заказывал эту акцию, ни тех, кто монтировал и распространял в Интернете.
Что продемонстрировало это дело? Как показал последний опрос «Левады-центра», 14% считают, что суд не прав, а 44% процента населения считают, что суд правильно делает и честно судит. Печально, что те, которые политически не согласны с властью, заодно надели на себя рясы морализаторов и стали поучать Русскую православную церковь, а это очень опасный путь. Все-таки как церковь отделена от государства, так и надо понять многим атеистам, что им в делах церковных делать нечего.
Но ясно одно: градус ненависти в обществе дело Pussy Riot, конечно, подняло. Можно ли считать этот судебный процесс неким виражом для нашего общества? Мы с вами слишком давно живем и слишком много видели. Сегодня три года трагедии Саяно-Шушинской ГЭС. Когда-то казалось, что о такой трагедии никто не забудет. Сегодня даже никто не вспоминал. В мире информации через пару недель появятся новые герои, новые балаклавы, а это все забудется.