Чистая экономика
По их итогам Минтранс сообщил, что авиавласти России и Белоруссии подтвердили назначенным авиакомпаниям обеих сторон программы полетов между пунктами двух стран до 10 мая 2012 года.
«По результатам встречи подтверждены назначенным авиакомпаниям обеих сторон программы полетов между пунктами России и Беларуси до 10 мая 2012 года, решено в кратчайшие сроки доработать редакцию соглашения о воздушном сообщении и согласовать условия дальнейшей эксплуатации назначенными авиапредприятиями сторон договорных линий с соблюдением интересов пассажиров», - цитирует пресс-релиз «Интерфакс».
Отмечается, что российской стороной было предложено исключить из двусторонних договоренностей ограничения по количеству назначенных авиапредприятий, по частотам выполнения полетов на авиалиниях и по провозным емкостям. Также российская делегация предложила белорусской стороне внести изменение в приложение к соглашению о воздушном сообщении в части снятия ограничений по выбору пунктов на территории Российской Федерации для эксплуатации белорусскими назначенными авиакомпаниями.
Ранее сообщалось, что Минтранс РФ в ходе переговоров с авиационными властями Белоруссии будет добиваться снятия ограничений по количеству назначенных перевозчиков, частоте и географии полетов между двумя странами.
Напомним, что 26 марта было приостановлено авиасообщение между Минском и Москвой: утром в адрес руководства «Белавиа» поступила телеграмма, в которой сообщалось о решении Росавиации отозвать разрешение на выполнение белорусским авиаперевозчиком рейсов по данному маршруту. В свою очередь белорусская сторона также отозвала свое разрешение для российских авиакомпаний. Однако стороны нашли компромисс, приняв решение о временном разрешении на осуществление полетов до проведения переговоров.
Скандал разгорелся на фоне спора сторон о частоте рейсов для перевозчиков на сезон «Лето 2012». До этого в соответствии с двусторонним межправсоглашением компании двух стран выполняли рейсы между двумя столицами на паритетной основе: 4 рейса в день выполняла белорусская сторона и столько же - российская.
На летний сезон «Белавиа» заявила выполнение четырех рейсов в день, российская сторона - три рейса для «Аэрофлота» и по одному - для авиакомпаний S7 и Utair.
Комментируя произошедший инцидент, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Евгения Войко ранее высказала мнение, что в данном случае речь идет, скорее, о корпоративных интересах, нежели о политических разногласиях.
«То, как этот вопрос будет разрешен, будет зависеть от желания участвовать в его разрешении политических властей как в России, так и в Белоруссии, - заявила она «Актуальным комментариям». - В целом, Белоруссия заинтересована в том, чтобы количество полетов в Минск было увеличено».
«В Москве, по всей видимости, решили пойти на радикальные меры, чтобы показать, что российские авиаперевозчики тоже имеют свой интерес и готовы его отстаивать, независимо от того, каким образом сейчас развиваются политические отношения между Москвой и Минском», - рассказала Войко.
По ее словам, дальнейшее развитие событий будет зависеть от корпоративных переговоров. «Если эти переговоры не приведут к каким-то результатам, которые бы устраивали ту и другую стороны, то я не исключаю, что могут вмешаться политические власти обеих стран», - добавила она.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, в свою очередь, раскритиковал попытку запретить полеты между Минском и Москвой. «Такое ощущение, что перевозчики забывают о том, что существуют люди, ради которых и для которых, по сути, они и работают, и которые летают этими рейсами. Ведь кто-то на эти рейсы билеты купил…. А они взяли и рейс отменили!», - возмутился эксперт в интервью АК.
Он полагает, что одним бизнесом дело не ограничивается. «Здесь наверняка присутствует еще и нерешенный политический вопрос. Не знаю, кто акционеры в российских и белорусской авиакомпаниях, но, как правило, у нас авиакомпании серьезно зависят от государства, поэтому я думаю, что без определенных согласований с властями они вряд ли пошли бы на серьезный демарш», - предположил собеседник.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин, напротив, не согласен с теми, кто называет этот спор хозяйствующих субъектов конфликтом между Россией и Белоруссией. «Вообще-то, между Россией и Белоруссией никакого конфликта нет. Есть конфликт между коммерческими структурами, которые осуществляют авиаперевозки в Россию и Белоруссию», - убежден собеседник АК.
Он не видит смысла политизировать ситуацию и, тем более, обозначать ее как конфликт межгосударственного типа. «Нет конфликта между государствами. А авиакомпании вскоре договорятся, ведь каждая из сторон заинтересована в максимальной выгоде», - сказал Владимир Жарихин.
Такого же мнения придерживается экономист Иосиф Дискин. «Все, что сейчас происходит с авиарейсами между Москвой и Минском – сугубо экономические споры. Дальнейшей политизации, я думаю, этот вопрос не получит. Сегодня никто не заинтересован в политизации проблем. И даже наоборот, сейчас страны переживают этап, кода лучше острые углы сглаживать», - сказал он АК.
«Сложившаяся ситуация с авиарейсами между Россией и Белоруссией - ситуация элементарная, которая может возникнуть при ведении такого крупного бизнеса. Это - чистая экономика», - согласен и директор Института стран СНГ Константин Затулин.
Он винит в раздувании ситуации самих руководителей авиакомпаний, которые допустили утечку информации и остановку рейсов. «В результате возникла проблема, которая выдумана с начала и до конца. Пусть они ее и решают. Пассажиров не волнуют их споры, они должны получать комфортный и своевременный авиасервис», - убежден эксперт.
Эксперты в Минске считают, что корпоративные, отраслевые конфликты между Белоруссией и Россией неизбежны, однако стороны будут пытаться их локализовать, не вынося на политический уровень. Такое мнение высказал руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
«Возникающие между Белоруссией и Россией конфликты являются запрограммированными. Российская экономика в основном является частной и рыночной, экономикой, которая работает по одним правилам, в том числе по правилам ВТО, в то время как государственная белорусская экономика - это экономика Госплана, которая имеет обильные, щедрые механизмы поддержки предприятий, в том числе бюджетной, благодаря чему белорусские производители демпингуют на рынке России», - заявил он агентству «Интерфакс-Запад».
В текущем году вновь возникли трения по поводу поставок в Россию белорусской молочной продукции и проблемы в сфере авиаперевозок, которые СМИ окрестили «воздушной войной».
«Что такое война? Это, наверное, такое жесткое противостояние, запреты, газовые задвижки, рубильники, Онищенко. До этого, по моему мнению, не дойдет», - сказал аналитик. «Но то, что будут корпоративные разборки, которые мы сегодня видим по авиации, мясомолочной группе товаров, - безусловно», - предположил Романчук.
В нынешнем году Белоруссии пришлось прислушаться к замечаниям Минсельхоза России после обращения Национального союза производителей молока (Союзмолоко). В результате, как сообщал Минсельхоз РФ со ссылкой на министра Елену Скрынник, «белорусская сторона подтвердила готовность скорректировать индикативные цены и объемы поставок молочной продукции в Россию с тем, чтобы не допускать демпинга и излишнего предложения на российском рынке».
Таким образом, отметил Романчук, «белорусская сторона признала, что у нас более существенный уровень дотаций сельского хозяйства». «Да, это нарушение прав конкуренции, и поэтому белорусы так безропотно согласились на требования российской стороны по сухому молоку и сыворотке, а также согласовывать цены и т.д», - сказал эксперт.
Также, отметил он, «есть вопросы по машиностроению, по автобусам, тракторам и т.д.» По его мнению, следует ожидать, что «российская сторона будет напоминать Белоруссии, что максимум до 1 января 2017 года нужно будет выровнять все параметры макроэкономической политики, а до этого времени Белоруссия должна будет адаптировать свое законодательство к нормам ВТО». «Так что тут конфликты неизбежны. Но перерастут ли они в полноценную "войну", зависит уже от политической воли руководителей Белоруссии и России», - заявил эксперт. Пока, полагает он, эти конфликты не будут переходить в политическую плоскость.
В Москве прошли российско-белорусские переговоры о принципах воздушного сообщения между странами, в частности, по направлению Минск-Москва.
Все, что сейчас происходит с авиарейсами между Москвой и Минском – сугубо экономические споры. Дальнейшей политизации, я думаю, этот вопрос не получит. Сегодня никто не заинтересован в политизации проблем. И даже наоборот, сейчас страны переживают этап, когда лучше острые углы сглаживать.
Да и пассажиры заинтересованы в том, чтобы вопросы решались как можно более спокойно и прагматично. А экономика у нас рыночная. Поэтому их мнение бизнес должен учитывать.
А что касается неизбежности корпоративных споров, то, они на самом деле неизбежны. Они просто связаны с тем, что пассажиропоток один, и это важнее, чем частный или государственный характер соответствующих предприятий.
Сложившаяся ситуация с авиарейсами между Россией и Белоруссией - ситуация элементарная, которая может возникнуть при ведении такого крупного бизнеса. Это - чистая экономика.
Экономические споры должны разрешиться. И спор между российскими и белорусскими компаниями должен цивилизованно разрешиться в ближайшее время.
Очень зря из этого пытались «сделать слона», к чему приложили руку, на мой взгляд, сами руководители этих организаций, допустив утечку информации и остановку рейсов. В результате возникла проблема, которая выдумана с начала и до конца. Пусть они ее и решают. Пассажиров не волнуют их споры они должны получать комфортный и своевременный авиа сервис.
Корпоративные споры всегда были, есть и будут. Таковы правила любого бизнеса.
Я не думаю, что данный выйдет в политическую плоскость. Ничто в пользу этого не свидетельствует.