Чечня и Ингушетия хотят провести границу
Территориальные проблемы двух соседствующих республик Северного Кавказа – Чечни и Ингушетии – прибрели общефедеральную огласку через заявления первых лиц республик. Выяснилось, что граница между двумя субъектами Федерации определена не четко, что вызывает напряженность в отношениях соседей.
Сначала «Интерфакс» распространил сообщение пресс-службы президента Чечни Рамзана Кадырова о том, что руководство республики намерено поднять на федеральном уровне проблему установления административной границы с Ингушетией.
Хотя бы формально границы между субъектами Федерации, конечно, должны существовать. Другое дело, что все конфликтные ситуации и все противоречия, связанные с границами и землями, должны решаться совместно с федеральным центром, но никак не в одностороннем порядке, когда один из субъектов Федерации начинает, скажем, устанавливать границу так, как он считает необходимым. Такой подход чреват возникновением межрегиональных конфликтов.
Что-то подобное мы видели в свое время в Советском Союзе, когда началось изменение границ между Арменией и Азербайджаном и возник конфликт вокруг Нагорного Карабаха, а потом полыхнула вся страна. Поэтому Москве следует внимательно подходить к проблеме территориального разграничения. Она должна держать руку на пульсе и быть инициатором каких-то процессов, а не идти вслед за разворачивающимися событиями.
В противостоянии между Чечней и Ингушетией мы видим некое отсутствие влияния федерального центра, который самоустранился и никак не пытается обозначить свою позицию или, по крайней мере, погасить страсти, которые вокруг этого нагнетаются.
Нужно понимать, что, с учетом федеративного характера современной российской государственности, от административных границ мы никуда не денемся. Формально границы обязаны существовать. Если существует унитарное государство, то в нем действуют совершенно другие принципы, хотя и там в той или иной степени существуют разграничения: дорожные указатели свидетельствуют о территориальных границах. То есть в любом случае существуют хоть и формальные, но барьеры и перегородки.
Поэтому четкие границы между республиками в нынешних условиях не являются такой уж серьезной проблемой, поскольку пока насущной проблемы сепаратизма в России мы не видим. Но с другой стороны, все-таки свою ложку дегтя в бочку федерального меда такого рода споры добавляют.
Наша самая большая проблема – недостаток горизонтальных связей между регионами. Речь идет о связях и хозяйственных, и чисто человеческих, и транспортных…
Между субъектами Федерации мало связей в основном из-за транспортных препятствий. Чтобы попасть из Уфы в Казань, надо лететь через Москву. Вот это действительно реальные проблемы. А то, что между субъектами Федерации могут быть более чем административные границы, типа квазигосударственных, так это просто будет идти против Конституции и нарушит целостность территории нашей страны.
Возможны разве что ограничительные меры, когда речь идет о каких-то малых сообществах. Скажем, ввоз алкоголя на определенные территории может быть ограничен. Есть такой мировой опыт. Общины, которые из-за того, что не восприимчивы к алкоголю, устанавливают свои таможни. Но эти таможни – не государственного масштаба.
Подобная практика была в свое время и в Советском Союзе. Были ограничения в период промышленных сезонов, типа «сухого закона» на Колыме.
Что касается перемещения, свободного передвижения людей, то это гарантировано Конституцией России.
Сейчас есть четкие административные границы между регионами. Сейчас есть и земельный кадастр. И нет сомнений, что каждый субъект будет бороться за свою землю.
Вот, например, Москва решила увеличить свои территории за счет другого субъекта. Но другие города вряд ли последуют ее примеру. Пересмотр административных границ возможен, но для этого требуется согласие двух субъектов Федерации, между которыми меняется граница, и, наконец, решение высшего органа федеральной власти. Изменение границ между субъектами у нас конституционно определено и носит довольно сложный характер.
На Кавказе между субъектами Федерации границы определены. До сих пор нет четкой границы лишь между Чечней и Ингушетией, да и есть не решенная до конца проблема между Ингушетией и Северной Осетией из-за Пригородного района.
Вообще, внутри одного государства надо не границы менять, а жизнь улучшать. Не стоит проливать кровь за то, чьи флаги будут развеваться над местными сельсоветами.