Без дураков
политологЛеонид ПоляковСвой 44-й день рождения Дмитрий Медведев отметил оригинально. Выступая в Ярославле, на весьма представительном международном форуме «Современное государство и глобальная безопасность», российский президент предстал в роли политика-интеллектуала, предлагающего мировому сообществу парадоксальный креатив.
И в этом качестве президент был абсолютно «в формате». Дело в том, что форум собрал довольно изысканный микст как раз политиков и интеллектуалов Запада, России и Востока (самого дальнего). Такое взыскательное сообщество по определению ожидало чего-то нетривиального от ключевых спикеров. И Дмитрий Медведев эти ожидания полностью (и даже с лихвой) оправдал.
Первый его парадоксальный тезис прозвучал как настоящий панегирик разуму в эпоху очевидно торжествующего глобального неразумия. Медведев употребил практически оксюморон - «умная политика». Да еще и заявил, что будущее - именно и только за ней, этой самой «умной политикой».
Тут важно «почувствовать разницу», а точнее - «две большие разницы». С одной стороны, политика вовсе не отрицает «ума» и даже наоборот - вроде бы его обязательно предполагает. Но ведь не зря же писал Макиавелли! А это значит, что политический разум - это разум особый: хитрость, коварство, удержание власти любыми средствами - вот его родовые свойства. Потому политика и понимается как «искусство возможного», т.е. искусство достижения того, что невозможно для обычного человеческого разума. Такой - традиционный - политик, это «умный» среди «дураков», умело извлекающий прибавочную стоимость «власти» из политической безыскусности остальных. Так вот - Медведев не про это.
С другой же стороны в «умной политике» Медведева я отказываюсь усматривать кальку с того, что Госсекретарь США Хилари Клинтон именует «smart power». Нет, не продвижение собственных «ценностей» с помощью «железного кулака» (комбинация soft&hard power, придуманная Джозефом Наем и Ричардом Армитиджем) имеет в виду российский президент. А нечто, принципиально иное. И это раскрывается вторым парадоксом. Тем более неожиданным, что вроде бы раньше мы всегда настаивали на принципе прямо противоположном.
К немалому удивлению бывалой аудитории Медведев заявил, что государства «должны знать друг о друге как можно больше и вправе критически оценивать не только внешнюю, но и внутреннюю политику друг друга». Вы, как и часть слушавших, подумали, что это - приговор «суверенной демократии»? Напрасно. Интрига тут вот в чем.
Глобальный мир де факто превращает практически все «внутренние» дела во «внешние». Медведев и призывает принять очевидное: «Эпидемии, техногенные катастрофы, социальная нестабильность, экстремизм и терроризм, незаконная миграция, пиратство, организованная преступность – все эти явления возникают в том случае, если государство в силу каких-то своих причин не справляется со своими функциями, не справляется со своими обязанностями. А угрожают эти явления всем, абсолютно всем». Так вот эту-то неумную иррациональность «внутренних политик», реально посягающую на чужой суверенитет посредством экспорта своих собственных безобразий, и необходимо приводить в чувство. Иначе говоря - вразумлять. Извне и коллективно.
В последнем обстоятельстве как раз вся «соль». Ведь среди общепризнанных «безобразий» имеются и нарушения «общепринятых этических норм, принципов гуманизма». Кто и как на мониторинге этих нарушений умело делает свою собственную «политику» - объяснять не надо. Поэтому-то суверенность демократий и неотменима.
Нет и не должно быть одного привилегированного «стандартизатора», указывающего всем остальным, что у них не так. Верить, что «стандарты и правила» мониторинга оценок внутренней политики любой страны - это некая чуть ли не божественная данность, - дураков нет. «Чтобы они воспринимались, чтобы они были действенные, - подчеркивает Медведев, - их нужно вырабатывать общими усилиями в ходе свободной дискуссии всех участников мировой политики». Пока еще - отнюдь не умной.