Статья
1136 3 ноября 2011 12:15

Аргентинский вектор

Во второй половине октября 2011 года в Аргентине своей высшей точки достиг текущий электоральный цикл. 23 октября в республике прошли выборы главы государства. Победу по их итогам праздновала действующий президент, Кристина Фернандес де Киршнер. За кандидата от правоцентристского «Фронта за победу» (ФЗП) проголосовало 54% избирателей. Её главный оппонент, Эрмес Биннер, представляющий Социалистическую партию (СП), смог заручиться поддержкой лишь 16,9% аргентинцев. Третью строчку занял выдвиженец от левоцентристского «Гражданского радикального союза» (ГРС) Рикардо Альфонсин. За него проголосовало 11,2%. Результаты выборов позволили ФЗП, входящей в состав Хустисиалистской партии (ХП), сохранить контроль над исполнительной властью в стране и статус правящей партии. Непрерывное правление «Фронта за победу» продолжается с 2003 года.

Результаты президентских выборов указывают на то, что вектор политического развития Аргентины продолжают задавать правые. Де Киршнер - импозантная представительница т.н. «левых перонистов», главной силой которых является ФЗП. «Левые перонисты» сохраняют приверженность националистической платформе, присущей перонизму, но куда больше внимания уделяют социальной составляющей. Их идейная платформа строится на сочетании национальной идеи и принципов социальной справедливости. Правый политический пафос они стараются дополнять нарочитой демонстрацией заботы о населении, а также государственным контролем над экономикой. Не случайно, что заметное место в платформе «левых перонистов» отводится концепции т.н. «третьего пути» - объединения лучшего, что есть в капитализме и социализме. Именно с такой программой в 2003 году пришел к власти покойный муж действующего президента, Нестор Киршнер. В настоящее время она остается для аргентинского населения самой предпочтительной, опережая по степени популярности традиционно распространенные в Центральной и Латинской Америке социалистические и левоцентристские идеи. На этот факт прямо указывает отрыв действующего главы государства от своих оппонентов по итогам голосования 23 октября.

В сложившихся условиях у России остаются достаточно благоприятные возможности для качественного расширения своего присутствия на аргентинском треке. В период первой легислатуры де Киршнер не скрывала своей заинтересованности в построении с Москвой партнерского формата взаимоотношений. Период 2008-2011 годов был отмечен заметной интенсификацией российско-аргентинских отношений в политической и экономической плоскости, в том числе по линии президентской дипломатии. Де Киршнер посетила РФ в декабре 2008 года. В апреле 2010 года состоялся ответный визит в Аргентину президента РФ Дмитрия Медведева.

Ключевым гражданским сегментом российско-аргентинского диалога является сотрудничество в области атомной энергетики. Принципиальное решение о налаживании связей в данной плоскости было достигнуто в декабре 2008 года. Буэнос-Айрес намерен развивать атомную энергетику, видя в ней наиболее удобную возможность снизить уровень использования тепловых электростанций. По соотношению цена/качество конкуренцию в данном сегменте РФ может составить только Франция. Но пока свою позицию Париж обозначает довольно вяло. Как следствие, у Москвы есть неплохие шансы получить крупные контракты на строительство в Аргентине нескольких объектов атомной энергетики.

Но наибольшие перспективы для Кремля открываются в области ВТС. В октябре с.г. администрация де Киршнер объявила о намерении увеличить расходы на оборону. Буэнос-Айрес рассчитывает в течение ближайших пяти лет повышать военные затраты на 0,1% ВВП ежегодно и довести их с нынешних 0,8% до 1,3% ВВП. При сохранении текущих темпов экономического развития республики расходы на оборону могут ежегодно возрастать в среднем на 1,1 млрд. дол. и к 2016 году составить 9,2 млрд. дол. Причиной для такого решения стало резкое падение боеспособности ВС Аргентины с начала 2000-х годов из-за недостаточного бюджетного финансирования. Значительная часть государственных средств, предназначенных для нужд армии, планируется потратить на закупку новых систем вооружений. Учитывая ограниченность производственного и технологического потенциала аргентинского ВПК, большая часть оружия будет закупаться за рубежом. Приоритет при этом будет отдан благоприятному сочетанию стоимости и качества предложения. И перед РФ как одним из крупнейших мировых экспортеров вооружений в этом контексте открываются удобные возможности для того, чтобы побороться за аргентинский оборонный заказ.

Максим МИНАЕВ, Центр политической конъюнктуры

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".