Алексей Кудрин, вице-премьер РФ
Глава Минфина вице-премьер Алексей Кудрин опубликовал статью в юбилейном
номере журнала «Вопросы экономики». Она посвящена тому, какой дефицит
бюджета ждет Россию в 2009 году и в последующие годы и какие меры
правительство предпримет для выхода из кризиса. Спасать государство
будет далеко не все компании и банки, а всего на антикризисные меры
(АКМ) правительство потратит 2,045–2,145 трлн рублей (5,2–5,4% ВВП).
Статья Кудрина называется «Мировой финансовый кризис и его влияние
на Россию». В ней глава Минфина признает, что наступивший год станет
для России очень сложным. В частности, ее ждет значительный дефицит
федерального бюджета.
«В 2009 году не только появится дефицит бюджета, но его величина будет
существенна с учетом необходимости проведения антикризисных мер.
2010–2011 годы должны стать годами выхода на более приемлемую величину
дефицита с точки зрения долгосрочной макроэкономической устойчивости. В
2010 году дефицит не должен превысить 5% ВВП, а в 2011 году – 3% ВВП»,
– цитирует статью «Интерфакс». То есть в 2009 году дефицит превысит 5% ВВП. Сейчас Минфин работает над
поправками к бюджету 2009 года и намерен представить их в феврале. Всего, по словам министра финансов, на антикризисные меры правительство
потратит 2,045–2,145 трлн рублей (5,2–5,4% ВВП). Стоимость мер
налоговой политики оценивается на уровне 900 млрд – 1 трлн рублей
(2,3–2,5% ВВП), мер бюджетной политики (без размещения средств
суверенных фондов) – в 1,145 трлн рублей (2,9% ВВП).
С моей точки зрения, можно спорить с тонкими вещами по поводу
параметров кризиса, но главное – это представление о том экономическом
кризисе, который есть, как о кризисе чисто циклическом, связанном со
спросовым и ценовым шоком по товарам нашего экспорта. С моей точки
зрения, такая позиция не вполне корректна. Да, этот фон безусловно
есть, и позиция Кудрина – это как всегда позиция профессионала. Но, с
моей точки зрения, совершенно недооценена институциональная компонента
нашего кризиса, недооценено (и не видно ни в качестве мер, ни в
качестве понимания причин) искаженное функционирование нашего рынка,
которое порождает гораздо более высокие издержки по продукции.
Например, всем хорошо известно, что цена километра автомобильных дорог,
которые у нас строятся, в четыре раза выше, чем в США, при том, что
рабочая сила дешевле, и машины, оборудование дешевле и т.д. Не
учитывается именно институциональная природа нашего кризиса, и без
этого понимания преодолеть его будет очень трудно.
Второе. Нет признания и, соответственно, нет мер, связанных с тем, что
искажены фундаментальные основания нашего рынка. В тех мерах, которые
предлагает вице-премьер, прописывается наличие конкуренции товаров и
услуг, в то время, когда внимательный анализ показывает, что у нас все
сигналы рынка искажены откатами и конкуренцией административного
ресурса. И без преодоления этой ситуации невозможно обеспечить
нормальную конкуренцию. А все меры по конкуренции сводятся у нас к
антимонопольным инициативам. На Западе, где рынок отлажен, это
действительно значимо, а у нас теневые механизмы радикально меняют и
стимулы, которыми руководствуются участники рынка, и барьеры радикально
искажаются. С моей точки зрения, без этого вряд ли можно снизить
масштабы падения производства и уменьшить кризис российской экономики.
Так что, с моей точки зрения, без создания сколько-нибудь рыночного
механизма, без усиления контроля за реализацией инвестиционных
программ, будут потрачены гигантские деньги, но антикризисного эффекта
добиться мы вряд ли сможем.