Комментарий
1618 27 июля 2016 13:49

РПЦ должна быть смелее

Всеволод Чаплин протоиерейВсеволод Чаплин

Всеволод Чаплин
протоиерейВсеволод Чаплин
Участники Крестного хода сегодня с утра  собираются в центре Киева. Эксперты не исключат провокаций. Несколько дней подряд  украинские националисты пытаются запугать участников Крестный ход. Даже появилась информация о минировании маршрута.

Протоиерей Всеволод Чаплин рассказал о том, почему в Киеве так реагируют на православную акцию и каким должен быть ответ РПЦ.

- Я боюсь, что реакция официальных церковных властей будет слишком осторожной, многим очень не хочется вступать в противоречия с нынешними украинскими властями в силу того, что значительная часть духовенства привыкла к спокойной жизни.

Нужно, чтобы Церковь, опираясь на свою мощную народную поддержку, потребовала бы изменения политического курса, чтобы на Украине учитывались настроения людей, выступающих против интеграции в Западную Европу, за развитие отношений с Россией, людей, которые мыслят традицоналистски, и, по крайней мере, не хотели бы подчинения нынешней европейской бюрократии. Но это всё, впрочем, не имеет отношения к Крестному ходу. Конечно, это не политическое шествие, а обычная православная акция. Несмотря на это, радикальные движения несколько раз пытались его остановить. Судя по всему, дело идёт к тому, что пройти по Киеву ходу не удастся, либо он пройдёт коротким маршрутом.

История с подбрасыванием гранат - намеренная провокация: очень часто либо власти, либо различные политические группы, чтобы сорвать массовое мероприятие сообщают об угрозе безопасности.

Очень многие в Киеве боятся того, что люди традиционно мыслящие, верные единой Русской Православной Церкви, могут показать, что их много, что для них идеалом являются не Порошенко и Гройсман, а святой император Николай Александрович. Эти люди мыслят себя не на подпевке у  Запада, а видят себя народом православным, народом, не желающим встраиваться в проводимую западом глобализацию. В любом случае, Крестный ход очень малосимпатичен для так называемых евроинтеграторов и, конечно, вызывает бешенство у националистов, которые несколько раз пытались его сорвать.

-  Появилась информация, что готовится законопроект, который может признать УПМЦ угрозой национальной безопасности. 

- Да, есть такие законопроекты, один из них связывает УПЦ с так называемой «страной-агрессором» и направлен даже на контроль над её кадровой политикой, что совершенно не соответствует международному праву. Этот законопроект имеет мало шансов на прохождение. Но есть ещё одна законодательная инициатива, предполагающая перевод приходов из одной сословной юрисдикции в другую через проведение разного рода собраний. Так что давление на православную  церковь на Украине продолжается. Оно за последние несколько месяцев стало менее вызывающим, но более продуманным и системным. 

- Имеет ли право государство вмешиваться, кто и как можно изменить ситуацию? Может ли подключится Константинополь, например? 
 
- Константинополь будет преследовать свои интересы, а вот России следовало бы вмешаться. Дальнейшее движение по дороге Минских соглашений нужно поставить в зависимость от проведения на Украине политической реформы, которая позволила бы вернуть и в политический процесс, и в общественную жизнь, и в информационное пространство те политические силы, которые выступают против евроинтеграции, которые нацелены на приоритет развития партнёрство с Россией, а также тех людей, которые являются нашими соотечественниками и которые стали политическими эмигрантами.

- Недавно Украинская автокефальная православная церковь, которая остается непризнанной и считается раскольнической, обратилась к патриарху Константинопольскому Варфоломею. Раскольники просят включить их в состав Константинопольского патриархата. Ответа пока не последовало. Может ли Константинополь признать украинскую православную церковь? Как будет реагировать РПЦ?
 
- Думаю, что Константинополь будет медленно и довольно осторожно пытаться включиться в процесс. И при этом его цель – не дать украинским православным полную самостоятельность, а подчинить их себе на более долгое время. На Украине должны это понимать. При этом очевидно, что Константинопольский патриархат имеет модернистский характер, подходы этого патриархата к вопросам целостности вероучения и его бескомпромиссности слишком либеральны. И нам не надо бояться прямо говорить об этом, объясняя украинским верующим, что если они пойдут под Константинополь, они могут оказаться уже не православными, потому что их вера будет подвергнута слишком серьёзным модернистским изменениям.

- Последние годы впервые за историю произошли конфликты между православными народами – август 2008 года в Грузии, события на Украине. Повлияли ли конфликты на межцерковные связи? Какова роль церкви в урегулировании подобных конфликтов?
 
- Подобные конфликты, где православные народы противостояли друг другу, происходили и раньше.

Вспомним Первую мировую войну, да и Вторую мировую. Несмотря на это, на церковном уровне продолжается сотрудничество. Отношения между русской и грузинской церквями, например, сегодня являются одними из самых лучших за последние десятилетия.  Церковным деятелям мало призывать к миру и ограничиваться общими словами, важно добиваться справедливости, в том числе, в отношении тех, кого исключают из общественной жизни в тех или иных странах. И Тех, кого лишают возможности определить судьбу своей земли, своего народа, своего региона.

-  Церковь может помочь разрешить подобные сложные конфликты?

  - Я уже сказал, что не нужно ограничиваться общими словами о мире. В идеале по инициативе церкви можно собирать некие противостоящие стороны и добиваться от них серьёзных уступок.  Иногда это получалось: вспомним переговоры между президентской властью и верховным советом в 1993 году в Москве. Но в последнее время для этого явно не хватает смелости. Представители церкви должны требовать от сторон каких-то реальных изменений в своих подходах к происходящему

- Как вы оцениваете  влияние церкви на общественные настроения в России? 

- Церковь сегодня, это уже в большей степени не духовенство, слишком боящееся всего на свете, а организация православных мирян, которые сегодня ставят перед собой задачи по возвращению нравственного измерения в политику, экономику,  культуру. Эти организации сейчас с недоверием воспринимают светские власти. Церковные власти их часто предают, потому что боятся столкнуться с крупным бизнесом, чиновниками и прочими сильными мира сего. Но именно за этими организациями будущее, а духовенство потом, как водится, за ними подтянется
 

Автор:
____________

Читайте также:


© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".